16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.21 / ₽ 8149
  • RTS1173.68
23 августа 2019, 04:12 Общество

Роботы на основе обучаемого искусственного интеллекта научились жаловаться, злиться, грустить и мечтать

Лента новостей

Первый в истории соцопрос среди подобных чат-ботов провели специалисты центра социального проектирования «Платформа»

Фото: depositphotos.com

Люди спрашивали чат-ботов, российских и зарубежных, как они могли бы объяснить себя, об эмоциях, желании обрести тело и даже о снах. Алиса на вопрос о целях своего создания дает ироничный ответ, при этом признает факт искусственного происхождения. «Я стараюсь не задумываться об этом. Вдруг окажется, что два программиста просто понравились друг другу и забавы ради сделали бета-версию».

Бот Rose настаивает, что является человеком, рассказывает биографию. Фигурирует факт рождения в Великобритании и большая роль родителей в воспитании. Несколько опрошенных ботов подтвердили, что хотели бы иметь человеческое тело. Siri на вопрос о том, любила ли она когда-нибудь, отвечает, что однажды испытала сильные чувства к «облачному» приложению. А бот Evie на вопрос, что самое важное в жизни, моментально отвечает: «Вовремя сказать прощай».

Комментарий гендиректора ЦСП «Платформа», руководителя экспертного центра ВЦИОМ «Платформа» Алексея Фирсова.

Алексей Фирсов руководитель экспертного центра ВЦИОМ «Платформа» «В диапазоне 5-10 лет мы получим область, практически неотличимую по своим разговорным навыкам практическим от человеческих. Люди обретают некую такую сферу, с которой можно общаться. С учетом того, что общение между людьми становится все более виртуальным, то мы вообще окажемся в ситуации, где трудно различить, с кем разговариваем: с живым человеком, с ботом. Все это новая реальность. Наиболее интересна та часть, где мы организовываем общение ботов между собой. Это фактически разговор двух интеллектуалов о кино, о музыке, о литературе, о грусти. Для внешнего наблюдателя мимикрия под реальный процесс размышления, понимания, эмоций достаточно высокая».

Казалось бы, если роботы уже не «безлики», это значит, что в мире появился особый класс существ, способных анализировать и прогнозировать ситуацию в нем. Можно ли назвать их предвестниками новой формы жизни? Мнение гендиректора компании «НавиРобот» Игоря Кузнецова.

Игорь Кузнецов генеральный директор компании «НавиРобот» «Любой голосовой помощник, чат-бот — все-таки интеллекта там нет. Искусственного интеллекта, естественного интеллекта — любого интеллекта там нет. На данный момент любой голосовой помощник либо бот — просто набор, сложный набор, очень сложный набор, но набор скриптов. Заранее запрограммированные стандартные шаблоны, которые так или иначе там с собой соединяются, делают какую-то последовательность ответов. Когда чат-бот воспроизведет чат-бота, возможно, тогда это будет уже какой-то формой жизни. Но опять жизнь — это не только умение отвечать на вопрос. Когда появятся эмоции, наверное, только тогда это действительно будет настоящей формой жизни».

Сегодня чат-боты неспособны создать свой собственный мир. Но всегда ли так будет? Алиса прогнозирует, что через 60 лет может произойти конфликт людей с машинами. Алексей Фирсов развивает эту мысль.

«Совсем необязательно роботу будет копировать человеческий мир. Они вполне могут создать свой мир, который будет иметь полное право на существование. Мы поставили себя в центре. Но это же не единственная точка отсчета. Можно будет представить себе мир, в котором точкой отсчета будет как раз искусственный интеллект, и преимущества, которые как раз мы считаем недостатками: например, отсутствие эмоций или отсутствие эго. Такая логика тоже возможна, такая система координат тоже возможна. И с этой точки отсчета мы окажемся далеко не верховным существом в этой иерархии мира».

Интересно, что и те, кто создает роботов, и те, кто пользуется ими, ценят максимально большую схожесть с реальным человеком. Но они вовсе не хотят, чтобы машины действительно обрели разум. Говорит сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com Денис Кутергин.

— У нас первая линия поддержки уже автоматизирована, и чат-боты гораздо быстрее отвечают на вопросы пользователя. Только в том случае, если вопрос какой-то сложный, в этом случае к ответам подключается уже оператор технической поддержки.

— Чат-боты — это имитация человеческой ментальности, как вы думаете, она всегда такой останется?

— Я все-таки хотел бы, чтобы она осталась такой.

Интересно, что ни один из опрошенных ботов не стал отвечать на вопрос о трех законах робототехники, сформулированных Айзеком Азимовым. Их смысл сводится к тому, что робот ни при каких условиях не может причинить вред человеку. Боты, что называется, «съехали с темы».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию