16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.86 / ₽ 7950
  • RTS1127.64
24 августа 2019, 17:09 Политика

США намерены помешать Китаю купить украинский завод «Мотор Сич»

Лента новостей

Один из крупнейших производителей двигателей на постсоветском пространстве испытывает финансовые трудности. Пекину же нужны современные технологии

Производство авиационных двигателей на заводе «Мотор Сич» в Запорожье.
Производство авиационных двигателей на заводе «Мотор Сич» в Запорожье. Фото: ТАСС

Советник президента США по вопросам национальной обороны Джон Болтон намерен помешать приобретению группой компаний, в том числе китайской Beijing Skyrizon Aviation, украинского предприятия «Мотор Сич», сообщает The Wall Street Journal, ссылаясь на источники в американской администрации.

Продажа этого предприятия якобы серьезно повысит обороноспособность КНР. И поэтому сделка представляет риск для нацбезопасности США, считают в Штатах. Болтон уже на следующей неделе намерен приехать в Киев, чтобы убедить руководство завода не заключать соглашение. Интерес к «Мотор Сич» проявляет китайская компания Beijing Skyrizon Aviation.

Украинскому предприятию более 100 лет, там выпускают не только двигатели, но и газотурбинные установки. Продукция эксплуатируется более чем в 100 странах. Покупка завода позволила бы Китаю создавать свои средние и дальнемагистральные авиалайнеры, причем не только военные, но и гражданские, что в перспективе позволит Китаю сократить внутренний спрос на самолеты Boeing и Airbus.

Завод в Запорожье — один из главных мировых производителей двигателей, говорит военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Дмитрий Корнев основатель портала Military Russia «Это двигатели в первую очередь для военно-морского флота. Кроме этого, «Мотор Сич» известен также как создатель двигателей, в том числе для летательных аппаратов. Конечно, есть еще и гражданское применение — это различные турбонасосные станции. На постсоветском пространстве «Мотор Сич» является одним из крупнейших и достаточно продвинутых предприятий. Текущие проблемы со строительством российских кораблей, с темпами их строительства, во многом связаны с тем, что у нас с 2014 года испорчены отношения с Украиной, и мы не получили и не получаем двигатели для целого ряда кораблей военно-морского флота. Это говорит, по сути, о важности данного предприятия. Двигатели — это область технологий, которая крайне тяжело разрабатывается странами с нуля».

«Мотор Сич» после расторжения отношений с российскими закупщиками сейчас испытывает недостаток в заказах. А китайцы не в первый раз пытаются покупать предприятия на территории Украины и Белоруссии, говорит руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.

Алексей Маслов руководитель Школы востоковедения ВШЭ «Судя по всему, Китай сейчас делает очень большой рывок в развитии моторостроения для военной, гражданской авиации, а также двигателей для производства ракет. США здесь чувствуют крайнюю озабоченность, поскольку им никак не удается остановить развитие Китая в сторону Европы. Самое главное, не удается от серьезных покупок предотвратить Китай. США уже неоднократно настаивали, например, на противодействии китайским покупкам в Европе, в том числе на территории Германии, Италии, которые так или иначе связаны с развитием технологий. США мало возражают против инвестиций в инфраструктуру — строительства, например, дорог, но крайне болезненно относятся к покупке любых заводов, связанных с моторостроением, автомобиле- и авиастроением. Украина, на мой взгляд, разыгрывает грамотную партию, то есть сталкивает лбами на своей территории Китай и США. В этом плане она будет только в выигрыше. Я полагаю, что Болтон приезжает с предложениями. Не обязательно, что Болтон будет предлагать приобретение украинских заводов — наверняка будет говорить об инвестициях в Украину со стороны США, чтобы предотвратить приобретение китайской компанией «Мотор Сич». На какое-то время это задержит покупку, а Украина получит инвестиции со стороны США. Если же предложение Болтона будет не столь интересным, заводы, очевидно, будут проданы Китаю».

7 июня 2019 года в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) было подано совместное заявление от имени государства Украина в лице «Укроборонпрома» и китайских компаний Skyrizon и Xinwei на концентрацию соответственно более 25% и 50% акций «Мотор Сич» с целью совместного управления и контроля над предприятием.

Затем 19 июня был подписан основной пакет договоров, который вступит в силу автоматически на основе позитивного решения антимонопольного ведомства, которому он также передан для изучения, добавил источник.

АМКУ в начале июля сообщил об открытии дела по данной концентрации для ее углубленного исследования и приеме замечаний и предложений до 22 июля, однако окончательное решение ведомства пока отсутствует.

Сейчас Китай имеет более 1200 авиационных двигателей, построенных «Мотор Сич». По информации китайской англоязычной газеты The Global Times, и предыдущие попытки Пекина приобрести у Киева долю в этой компании наталкивались на сопротивление Вашингтона.

При этом два года назад СБУ заявила, что подозревает президента и генерального конструктора компании «Мотор Сич», депутата Рады Вячеслава Богуслаева в незаконной продаже 56% акций предприятия китайским инвесторам. Украинский суд по представлению СБУ арестовал акции. По данным ведомства, представители иностранных государств «вопреки украинскому законодательству» приобрели контрольный пакет акций компании, который оформлен на шесть офшорных компаний и физическое лицо.

ПАО «Мотор Сич» по итогам 2018 года снизило чистую прибыль в 2,1 раза — до 1,856 млрд гривен (около 74 млн долларов), выручку — на 18,5%, до 12,24 млрд гривен. В первом полугодии 2019 году «Мотор Сич» получила чистый убыток 425,75 млн гривен, тогда как аналогичный период 2018 года завершила с чистой прибылью в 902,19 млн гривен. Чистый доход снизился на 29,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года — до 4,102 млрд гривен.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию