16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.87 / ₽ 8015
  • RTS1128.26
11 ноября 2019, 16:37 Общество

Спор о «клоачном» языке: более сотни писателей поддержали филолога Гасана Гусейнова

Лента новостей

Ранее ученый совет ВШЭ рекомендовал ученому извиниться за свой пост в Facebook. Business FM спросила у писателей, почему они решили поддержать Гусейнова и разделяют ли его слова

Гасан Гусейнов.
Гасан Гусейнов. Фото: скриншот видео «Среда обучения»/YouTube

Профессора, назвавшего «клоачным» язык, на котором говорит и пишет Россия, поддержали более сотни писателей. Ассоциация «Свободное слово» опубликовала открытое письмо в поддержку филолога Гасана Гусейнова после того, как комиссия ученого совета Высшей школы экономики порекомендовала ему извиниться за пост о «клоачном» русском языке.

Среди подписавших письмо — Людмила Улицкая, Денис Драгунский, Виктор Шендерович и Лев Рубинштейн. «Нам казалось, что советская традиция вынуждать к покаянию перед партией и народом самых ярких, талантливых, независимых осталась в далеком прошлом. И тут мы ошиблись вновь», — говорится в письме.

В конце октября Гусейнов в Facebook написал, что в Москве «невозможно днем с огнем найти ничего на других языках, кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна» (впоследствии он сообщил, что пост удалила администрация соцсети). Позже филолог пояснил, что имел в виду не сам русский язык, а то, как его используют. Языку не повезло, потому что «на нем говорят болваны», сказал он.

Писатели объяснили Business FM, почему поддержали профессора Гусейнова.

Сергей Гандлевский поэт, прозаик, эссеист, переводчик «Это эпитет не применительно к русскому языку, а применительно к тому языку, который вышел на первое место в СМИ и вообще в общении. Вот как я понимаю. В этом смысле — да, я разделяю вполне. Разумеется, это более чем неудовлетворительный язык. Я действительно считаю, что можно здесь, сильно округлив, сказать, что страна изъясняется на довольно отвратительной фене. И, с другой стороны, мне кажется, что коллеги с ним обошлись по-предательски».

Человек не должен быть преследуем за свои слова, говорит литературный критик, поэт, переводчик Лев Оборин.

— Мне совершенно отвратительна кампания против него, которая была развернута. Человек высказывался в своем частном пространстве и говорил не обо всем русском языке, а о том, каким образом он используется в современных медиа и, в частности, ровно для того самого шельмования, которому был подвергнут после этого сам Гасан Гусейнов. Поэтому в каком-то смысле это было такое самосбывающееся пророчество. И ровно потому, что мне кажется, что человек не должен быть преследуем за свои слова, я и подписал это обращение писателей.

— А саму его точку зрения вы разделяете или не совсем?

— Я, наверное, не очень смотрю те СМИ, о которых он высказывался, поэтому мне трудно что-либо сказать, потому что я, слава богу, окружен русским языком прекрасным и замечательным, работая в основном с русской литературой. Но я думаю, что если посмотреть телевизор, да, такое впечатление, как у него, может сложиться.

Человек имеет право высказаться на любую тему, как он хочет, также уверен писатель Денис Драгунский.

Денис Драгунский писатель «Я по своим убеждениям считаю, что главное — это педантично выполнять Конституцию РФ. И сразу многие вопросы отпадают. Это гарантированная свобода слова, свобода высказывания, и никто не может быть принужден к высказыванию своих убеждений, и — внимание! — никто не может быть по конституции принужден к отказу от своих убеждений. Человек имеет право высказаться на любую тему, как он хочет. Тем более что на самом деле там все очень сильно раздуто и преувеличено. Совершенно базарные, так сказать, какие-то подворотенные словечки и выражения — это ужасно, потому что, по моему твердому убеждению, именно пресса, именно телевидение должны быть образцом языка. Этот поганый язык подворотен никуда не денется, он все равно бушует. Наша задача, задача образованного сословия — как-то пытаться это сдерживать. Представляете себе, если учитель войдет в класс: «Ну че, шпана? Ну, раскрыли тетрадочки, че ты там накорябал?» Так же нельзя».

Комиссия ученого совета ВШЭ, напротив, посчитала, что слова Гусейнова повлекли «ущерб для деловой репутации университета». Там ему рекомендовали извиниться за «сознательное распространение непродуманных и безответственных высказываний», а также «дезавуировать» их.

Комментарий Высшей школы экономики на момент публикации материала Business FM получить не удалось.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию