16+
Среда, 28 октября 2020
  • BRENT $ 40.43 / ₽ 3166
  • RTS1089.72
8 января 2020, 23:30 ОбществоПроисшествия
Актуальная тема: ЧП

Украинский Boeing разбился под Тегераном в ночь иранской ракетной атаки на военные базы США

Лента новостей

В результате крушения погибли все 176 пассажиров и членов экипажа. Версии причин аварии — от неисправности двигателей до ракеты класса «земля — воздух»

На месте крушения Boeing 737 в Тегеране.
На месте крушения Boeing 737 в Тегеране. Фото: Nazanin Tabatabaee//Reuters

Boeing 737-800 «Международных авиалиний Украины» (МАУ) вылетел из аэропорта Тегерана рано утром в среду. На борту находились 176 человек, в том числе 82 иранца, 63 канадца, 10 украинцев, а также граждане Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании — точные цифры разнятся. Спустя две минуты после взлета диспетчеры потеряли связь с лайнером — по данным FlightRadar, на тот момент Boeing находился на высоте 2,5 километра над землей. Судя по видео в соцсетях, при падении как минимум часть самолета горела, и в результате он разбился в нескольких десятках километров от иранской столицы. Рассказывает независимый журналист в Киеве Дмитрий Сливный.

Дмитрий Сливный независимый журналист «Я видел в сети два видео, на одном из которых последствия падения, на втором съемки ночью, когда огненный шар вдалеке летит, потом разгорается и падает уже на землю — это был самолет. Есть две основные версии: первая — это техническая неисправность, якобы пожар в одном из двигателей. По второй версии украинский самолет был сбит ракетой. Еще стоит заметить, что в эту ночь, если не ошибаюсь, Федеральное управление гражданской авиации США ввело чрезвычайное ограничение для воздушного пространства вокруг всего Персидского залива из-за вероятности просчета или неправильной идентификации воздушных судов».

Катастрофа произошла через несколько часов после массированного ракетного удара Ирана по американским базам в Ираке, ставшего ответом на операцию Пентагона по уничтожению иранского генерала Касема Сулеймани. Именно после атаки американский авиарегулятор запретил полеты над регионом — но МАУ, в отличие от целого ряда других перевозчиков, к этому не прислушались. Вероятность того, что самолет был случайно сбит одной из ракет «земля — воздух», можно исключить: пуск иранских ракет производился двумя залпами за несколько часов до вылета украинского Boeing. Другую версию озвучивает авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор КБ Сухого Вадим Лукашевич.

Вадим Лукашевич авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор КБ Сухого «Что меня, например, напрягает: в Twitter появилась фотография одного из обломков, на которых видны точечные поражения. Поэтому нельзя исключать версию, что самолет сбили, потому что эти поражения могли быть нанесены в процессе гибели самолета, каких-то других частей самолета, во время взрыва, там могло все что угодно, одни части самолета болты пробивают, другие. Но тем не менее эту фотографию можно истолковать в том числе как поражение осколочно-фугасной боевой частью зенитной ракеты. Прошло сообщение, что Тегеран куда-то ударил какими-то ракетами и мог ждать ответной реакции американцев. В этом случае иранские зенитчики могли перепутать американскую атаку беспилотников, дронов с этим самолетом. Я сразу вспоминаю историю с малайзийским Boeing МН-17, сбитым над Украиной, и очень много говорилось о том, почему Украина не закрыла воздушное пространство над зоной боевых действий».

Еще одна гипотеза связана с тем, что украинский Boeing вылетел из аэропорта Тегерана затемно — ровно за час до рассвета. После иранской ракетной атаки сообщалось, что над страной барражируют ВВС Ирана на случай ответа Пентагона, а значит, существует ненулевая вероятность столкновения боевого самолета с гражданским. Ждали американской реакции и на земле: чисто гипотетически иранские ПВО могли спутать Boeing с «Томагавком». Подозревать американские ПВО не приходится — из Ирака до Тегерана не добивают даже самые продвинутые зенитные комплексы. Наконец, версия теракта — комментирует руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.

Алексей МалашенкоАлексей Малашенко руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» «Если это теракт, то кто? Значит, отпадает у нас правительство, отпадают все официальные структуры. Что остается? Сумасшедший иранский прапорщик, который нажал на кнопку, — это первый вариант. Но ракета была бы видна. И потом если бы оный псих и присутствовал в этом деле, то он бы как-то должен о себе заявить, взять на себя ответственность от имени, там, «Хезболлы», еще кто-нибудь — это же месть, а не фига в кармане. Есть месть, но нет мстителя — это самое интересное. И еще один вариант: кто-то сознательно что-то навредил в этом самолете еще на земле. Но он же проходил проверку. Хотя это Иран, тут все возможно. Но пусть назовут фамилию товарища, или пусть он сам скажет: «Я вот так отомстил». Тем более что уже были обстрелы баз, все эти разговоры по поводу «ног, которые будем отрезать». Но при чем тут самолет?»

Бортовые самописцы разбившегося Boeing были обнаружены в течение нескольких часов после аварии. Иранские власти заявили, что проводить расследование инцидента страна будет самостоятельно — передавать самописцы США или другим странам Тегеран не намерен, поскольку данные могут быть подделаны.

О том, какие версии — неисправность, ракета, теракт, столкновение — можно будет исключить по итогам расшифровки самописцев, рассказывает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

Олег Смирнов председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора «Сейчас современные системы, самописцы, они делаются таким образом, что по материалам расшифровки (а все это электронная расшифровка идет), строится уже фильм. То есть реальный самолет, и мы видим с вами, что это за самолет, куда он летит, куда кренится, опускается или набирает высоту и так далее. Как он сталкивается с землей. Прямо система строит фильм — мультфильм такой. Мало того, был взрыв или не взрыв — это тоже очень важный компонент. Современные технологии очень четко на обломках самолета определяют, от взрыва ли он начал разваливаться или от других каких-то воздействий. Все это методом исключений, постепенно. Расшифровка «черных ящиков» вообще даст реальную картину произошедшего, 99% предположений отодвинет в сторону».

В Тегеране заявили, что готовы в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации допустить к расследованию представителей Украины и Boeing, компанию-производителя. Тем не менее, согласно Конвенции о международной гражданской авиации, участие в расследовании могут принимать не только страны, чьи граждане погибли при аварии, но и представители страны, где был спроектирован разбившийся самолет, то есть США. О готовности Тегерана допустить к расшифровке самописцев американских экспертов не сообщается.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию