16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1131.06
16 января 2020, 03:53 Политика

Вместо зимы — оттепель и «тонкая настройка»? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

При оглашении послания к Федеральному собранию президент отметил, что потенциал Основного закона 1993 года не исчерпан, но предложенные им поправки в политической части тянут именно что на новую конституцию

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В своем ежегодном послании к Федеральному собранию Владимир Путин предложил целый ряд поправок к конституции, существенным образом меняющих политический ландшафт страны. Сразу после оглашения послания правительство Дмитрия Медведева подало в отставку, а сам бывший премьер получил должность заместителя председателя Совета безопасности. На место председателя правительства Путин предложил кандидатуру главы ФНС Михаила Мишустина. Она уже внесена на рассмотрение в Госдуму — парламент рассмотрит ее 16 января. Что дальше?

Теперь ясно, почему послание, вопреки традиции, было оглашено в самом начале года, когда еще не отошедшие до конца от длинных каникул представители всех ветвей власти, собравшиеся слушать президента, были сразу после этого огорошены столь масштабными переменами, о которых подавляющее большинство сидевших в зале даже не подозревали.

Впрочем, щедрый социальный пакет, предложенный Путиным электорату, был сенсацией еще более-менее предсказуемой: избиратели заждались переключения акцентов с большой геополитики на большую социальную политику. А вот что касается поправок к конституции, то, хотя президент и оговорился, что Основной закон 1993 года себя еще не исчерпал, в совокупности предложенные им поправки в политической части тянут именно что на новую конституцию.

Речь идет о создании более сложной и несколько менее авторитарной системы власти, где коллективные органы типа Думы, Совета Федерации, а также Госсовета получат более широкие полномочия. За счет власти президентской, но и не размывая ее существенно при этом до уровня парламентской республики.

Предложенная система более гибкая, будущий президент уже не будет иметь той политической мощи, каковую имеет ныне действующий президент, то есть феномен «Путина-2» невозможен. Однако предусмотрены определенные гарантии и страховки на случай, если в процессе политического транзита возникнет угроза внутриэлитного конфликта. В этом плане важно, что надежному Медведеву поручено в Совбезе курировать силовиков и вопросы безопасности.

Повышенная роль Госсовета будет отдельно прописана теперь и в конституции, и это лишь усиливает слухи о том, что после истечения своих президентских полномочий Путин его и возглавит. Дума получит больше полномочий при формировании правительства. И даже если по факту, учитывая плотность общения законодательного органа с администрацией президента, а также сохраняющиеся возможности президента отправлять в отставку как премьера, так и отдельных министров, это никак не напоминает парламентскую форму правления, все же возникает больше пространства для торга, компромиссов, внутриэлитных договоренностей, притом что сам Путин в будущем качестве станет присматривать за тем, чтобы все это работало без сбоев.

Делегируемые Совету Федерации возможности проводить консультации по назначению министров-силовиков, а также прокуроров на региональном уровне не означают, что от них потребуется согласие на назначения. Однако сенаторов приглашают к сопричастности. Судебная власть в лице Конституционного суда получит право проверки на конституционность законопроектов до их принятия. В обмен судьям придется пойти на то, что можно назвать возможностью их импичмента законодателями.

Ставший в последнее время «токсичным» для массового избирателя Медведев отправлен на непубличную работу. Было бы странно, если бы он при этом остался главой партии «Единая Россия». Так что этот проект еще ждет своя перестройка.

По-новому может зазвучать тема «преемника» Путина в 2024 году. В прежнем смысле преемника уже не будет. Будущий президент будет не равен Путину по политической роли, да и править сможет уже не более 12 лет. Да и сама власть будет чуть размытой по сравнению с нынешним авторитарным форматом.

В этом плане и будущего премьера Михаила Мишустина тоже нельзя называть в прежнем смысле техническим премьером, каковыми были в свое время Михаил Фрадков или Виктор Зубков. Мишустин — это очень эффективный руководитель, современно мыслящий, понимающий роль цифровых технологий. На посту главы ФНС он добился впечатляющих результатов в процессе «обеления» бизнеса и учета налогов, вплоть до контроля за платежами по всей стране на уровне отдельных кассовых аппаратов.

На посту премьера он сможет обрести большой политический вес. Он способен резко поднять эффективность работы правительства, в том числе в части выполнения нацпроектов. Президент верит, что именно эффективные менеджеры, а не перестройка всей системы могут добиться успеха в трансформации страны, не подвергая опасности политическую стабильность.

Система проходит «тонкую настройку». Правительство Мишустина будет формироваться еще по старым правилам. Но и с принятием поправок к конституции тянуть не собираются. И тогда, озаренных светом новой политической реальности, глядишь, и думцев охватит соответствующий пассионарный порыв, и они, вслед за правительством, дабы дать президенту возможности реализации своих инициатив, предложат провести досрочные парламентские выборы.

Я бы не исключал такого. Конечно, все это неожиданно. Но разве вы видели хоть один прогноз с отставкой Медведева сразу после ежегодного послания 15 января? Даже не дожидаясь крещенских морозов. Которых все равно теперь, похоже, не дождаться, поскольку у нас, если говорить о погоде, теперь вроде как положена вместо зимы оттепель.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию