На сколько может подорожать табачная продукция?
Лента новостей
Эксперт Аналитического центра при правительстве спрогнозировала подорожание на 25% в этом году. Бизнес с этой оценкой не согласен: рост цен будет, но не такой значительный
Стоимость табачных изделий и электронных сигарет в 2020 году вырастет на 20-25%, пишет газета «Известия» со ссылкой на замглавы управления макроэкономических исследований Аналитического центра при правительстве Викторию Павлюшину.
По ее словам, причина такого резкого повышения — в маркировке табачной продукции. Она стала обязательной с 1 марта прошлого года, специальный цифровой код Data Matrix теперь можно увидеть на каждой пачке. Для нанесения кода производители вынуждены был поставить новое оборудование, а убытки надо компенсировать.
Вторая причина — в росте акцизов. С 1 января для сигарет, вейпов и нагревательного табака повышение составило 4%. В беседе с Business FM Виктория Павлюшина заявила, что ее не так поняли. Цифра в 25% появилась после того, как в метод расчета внесли затраты на системы нагревания табака.
— Маркировка, безусловно, на цену влияет, но она влияет на цену с точки зрения затрат производителей. Такое увеличение — это увеличение затрат производителей на производство в первую очередь электронных систем нагревания табака, они более дорогостоящие, спрос на них растет более существенно, поэтому компании вкладываются в производство именно этого вида табачной продукции. Ну и рост акцизов, хотя он не такой значительный, как был в предыдущий период.
— Потому что звучит это так, что подорожают сигареты на 25%.
— Это рост цен на табачный рынок в целом. Это и электронные системы нагревания табака вместе со стиками, которые есть отдельно, и сигареты.
К слову, маркировку и цифровые коды вводили для борьбы с нелегальным рынком сигарет. Впрочем, меры пока не очень помогают. По подсчетам исследовательской компании Nielsen, доля контрафакта в третьем квартале 2019 года достигла 15,5% от рынка продаж — выше, чем было в 2018-м. Другими словами, в России каждая седьмая проданная пачка сигарет — нелегальная.
Что касается влияния маркировки на рост цен, здесь точно беспокоиться не стоит, говорит директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок аффилированных компаний Philip Morris International в России Александр Мироненко.
Александр Мироненко директор по связям с ЕАЭС и защите торговых марок аффилированных компаний Philip Morris International в России «Предположению некоторых экспертов о том, что цена может взлететь на 25%, я вообще не нахожу никакого объяснения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ с 1 января этого года ставка акциза на сигареты повышается на 4%. Следует помнить, что у производителей маркировка реализована уже в первой половине прошлого года. Говорить в 2020 году о том, что это будет иметь какие-то серьезные последствия, просто не совсем, наверное, корректно и уместно. Все расходы, которые мы понесли, уже были учтены нами, и они не оказали влияния на цену, заметного для наших потребителей. По разным производителям и по разным маркам сигарет следует ожидать повышения цены от 1,5% до 4% в ближайшие несколько месяцев».
В пресс-службе Минпромторга заверили, что маркировка никак не повлияла на стоимость сигарет. В российском филиале Japan Tobacco International заявили, что стоимость одного цифрового кода — всего 50 копеек. И это не те убытки, которые стоило бы в срочном порядке компенсировать.
Сегодня средняя цена пачки сигарет в России составляет 115 рублей. Доля налогов — акциза и НДС — 64 рубля. Таким образом, при самом серьезном возможном росте цен — 4% — средняя цена за пачку будет не выше 120 рублей.