16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.16 / ₽ 8144
  • RTS1172.97
11 февраля 2020, 17:11 Компании

ЦБ продаст Сбербанк правительству по рыночной стоимости

Лента новостей

Минфин и Банк России выпустили официальное сообщение о продаже контроля в крупнейшем банке страны. Центробанку пока еще принадлежит 50% плюс одна акция банка, на рынке этот пакет стоит примерно 2,8 трлн рублей

Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Обновлено в 19:26

Минфин и Центробанк разработали законопроект о выходе Банка России из капитала Сбербанка, говорится в сообщении министерства. Соответствующий документ уже направлен в правительство.

Центробанку пока еще принадлежит 50% плюс одна акция банка. Пакет акций будет приобретаться за счет средств Фонда национального благосостояния по рыночной стоимости. Он оценивается примерно в 2,8 трлн рублей.

О том, что правительство планирует получить контроль над «Сбером», стало известно в конце прошлого года. Позже Эльвира Набиуллина сообщила, что если регулятор и продаст банк, то сделает это по рыночной цене.

О грядущей сделке ведущая Business FM Ирина Савельева поговорила с директором Центра политологических исследований Финансового университета Павлом Салиным.

Я бы не стал говорить о том, что решение принято. Подготовлен законопроект, и будет ли этот законопроект принят и, самое главное, в каком виде он будет принят, это еще нужно смотреть. Скажем, обнародованы планы, которые уже оказывают влияние на рынок, на экономическую ситуацию. Но вероятность того, что это решение будет реализовано, сейчас превышает 50%.

Разговоры об этой сделке велись лет 15, если не больше, почему сейчас вдруг возникла эта тема?

Совершенно верно вы сказали — уже 15 лет ведутся, сейчас ничего нового не сказано, кроме того, что подготовлен законопроект. У нас каждый год обнародуют планы приватизации и говорится, что будут продаваться госпакеты крупных компаний, корпораций. Правда, там идет речь о передаче не правительству, а участникам, и потом эти планы пересматриваются. Поэтому здесь тоже может быть серьезная коррекция планов. Не факт, что инициатива будет заморожена на 100%, но может быть достаточно серьезная коррекция планов, а колебания на рынке происходят уже сейчас.

Но если все-таки, допустим, сделка пройдет, кого можно назвать победителем в этой аппаратной игре с учетом того, что ЦБ получит почти 3 трлн рублей, а Минфин — дивиденды Сбербанка, а это примерно 400-600 млрд в год.

Опять же нужно смотреть. Все говорят: законопроект разработан, а какие условия предусмотрены этим законопроектом? А когда этот законопроект будет приниматься, не будут ли в него перед вторым чтением вноситься очень серьезные поправки, которые существенно поменяют смысл и бенефициаров? Пока же на берегу бенефициары явно не просматриваются, потому что, если говорить о дивидендах Сбербанка, то с 2017 года все дивиденды выплачиваются правительству. Раньше Центробанк оставлял часть себе, сейчас нет. Поэтому ситуация никак не изменится, она просто будет юридически зафиксирована. Еще возникает вопрос, зачем ЦБ нужны эти деньги? Из тех серьезных расходов, которые могут измеряться триллионами рублей, последние годы у него были только расходы на санацию банковской системы. Может быть, это позволит закрыть эту дыру, чтобы не эмитировать дополнительные средства, не разгонять инфляцию. Вот только два возможных последствия. То есть по дивидендам ситуация де-факто не изменится, она будет зафиксирована де-юре, а вот получить деньги для закрытия той бреши, которая образовалась после санации банковской системы, ЦБ вполне может без допечатывания дополнительных средств.

А вот есть еще такой скользкий момент. По закону ЦБ отдает 75% своей прибыли в бюджет, и, по идее, продажа пакета в «Сбере» — это тоже прибыль, и если так, то опять же, по идее, ЦБ придется расстаться с большей частью этих денег. А Набиуллина не раз говорила, что у ЦБ и так убытки из-за санации крупных банков.

Вот хороший вопрос. То есть ключевой момент в этом — а куда пойдут эти деньги? Потому что у ЦБ сейчас единственный интерес — продать Сбербанк и получить за это деньги, закрыть как раз эту дыру санации банков. Если эти деньги вернутся обратно в бюджет, в правительство, в бюджет, какой смысл для ЦБ это делать? И какой смысл вообще для власти этим заниматься? Проще принять изменение законодательства и явочным порядком на безвозмездной основе или за рубль передать Сбербанк от ЦБ правительству.

Говоря о Германе Грефе, он всегда выступал за приватизацию госпакета, если сделка по продаже Сбербанка правительству состоится, то все, с этой идеей можно попрощаться?

Передача или продажа Сбербанка от одной структуры к другой идею приватизации никак не отменяет. Она ее не стимулирует и никак не отменяет, так что господин Греф может расслабиться: никаких негативных изменений по отношению к его позиции, по отношению к его планам не произойдет, по крайней мере сейчас. Опять повторюсь, мы с вами рассуждаем только на основе появившейся новости о разработке законопроекта. Что содержит этот законопроект, будет ли он приниматься и не изменится ли он кардинально, когда будет проходить через Госдуму, — это три очень больших вопроса, которые могут кардинально изменить ситуацию.

По закону Центробанк должен передавать 75% своей прибыли в бюджет. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников, Центробанк начиная с 2021 года постепенно перечислит в казну 1,2 трлн рублей. Эти деньги пойдут на финансирование социальных программ, в частности на поддержку малоимущих семей и дополнительные выплаты материнского капитала.

Глава Сбербанка Герман Греф на момент публикации материала не прокомментировал сообщение своего акционера, то есть ЦБ, о продаже контрольного пакета. Известно, что между Грефом и регулятором последние годы были трения, в частности связанные с включением «Сбера» в Систему быстрых платежей Центробанка.

ЦБ сейчас принадлежат крупные банки, взятые на санацию в 2017 году. Это объединенные с Бинбанком «Открытие» и Промсвязьбанк. В этом свете передача Сбербанка правительству выглядит логичной, говорит председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.

Наверное, как-то потихоньку назрело. Я считаю, что это происходит именно сейчас, потому что в последние год-два между Сбербанком в лице его председателя правления и ЦБ как-то трения возникли по разным вопросам.

По закону ЦБ отдает 75% своей прибыли в бюджет, и, по идее, продажа пакета в «Сбере» — это тоже прибыль.

Конечно, правительство постарается максимально эту цифру обратно забрать через закон, который предписывает ЦБ передать установленную часть прибыли в бюджет. Я думаю, что депутаты вполне с удовольствием проголосуют за то, чтобы забрать почти все. У ЦБ единственный аргумент: у них в балансе есть, может быть, какое-то напряжение в связи с тем, что они активно помогали банкам в период их санации.

Если правительство станет новым контролирующим акционером банка, то, вероятно, оно введет своих членов в совет директоров. Как это отразится на корпоративном управлении Сбербанка и как будущая сделка отразится на банковской системе в целом. Мнение первого заместителя председателя совета директоров Альфа-банка Олега Сысуева.

Зная гениальные способности Германа Грефа с точки зрения лоббирования интересов Сбербанка и зная последние события, связанные в том числе и с разногласиями с руководством ЦБ руководства Сбербанка, в частности по внедрению Системы быстрых платежей, представителей конкурирующих банков это наводит на грустные мысли. Например, о том, что лоббистский ресурс Германа Оскаровича, когда банк перейдет под контроль Минфину, будет безграничен, без должного отпора со стороны ЦБ, который призван следить за всем рынком в целом, как мне кажется, в большей степени, чем министерство финансов. Но это, может быть, мне только кажется как представителю конкурирующего на рынке банка.

То есть вы считаете, что Герман Оскарович сможет отстоять интересы банка, притом что в совет директоров придут люди из правительства и могут повлиять и на стратегию, и на кадровые решения?

Думаю, да, он совершенно отдельным образом смотрится на поле руководителей, влиятельных фигур у властей, поэтому у него достанет ресурса для того, чтобы не хуже отстаивать свои интересы.

Прибыль Сбербанка в прошлом году составила почти 900 млрд рублей, и теперь он отдает на дивиденды 50%. Но Центробанк по закону до 2022 года обязан напрямую перечислять их в бюджет, что не раз вызывало недовольство Эльвиры Набиуллиной, которая замечала, что у регулятора и так убытки из-за санации крупных частных банков. Если контроль в Сбербанке перейдет правительству, то, соответственно, оно будет получать дивидены и дальше, только уже напрямую. При этом ЦБ получит деньги от продажи, которыми сможет покрыть убытки от санации.

Акции Сбербанка на новостях о продаже контроля ускорили рост. Цена обыкновенных акций поднялась почти на 2% и достигла уровня недельной давности, отмечает «Интерфакс».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию