16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.32 / ₽ 8137
  • RTS1178.69
4 июня 2020, 06:05 Политика
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Разработка вакцины как аспект политической борьбы. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Вопрос вакцины от коронавируса во всем мире перестал быть вопросом сугубо медицинским. Поскольку окончательное решение о ее применении будет в большой мере политическим», — уверен политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент России Владимир Путин не примет участие в назначенном на 4 июня виртуальном саммите Global Vaccine Summit 2020, на который его пригласил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

«На высшем уровне участие не предусмотрено», — сказал Песков. При этом он выразил мнение, что в данном случае обращаться нужно в Минздрав как в специализированное ведомство.

Джонсон официально пригласил Путина принять участие в Global Vaccine Summit 2020 в конце мая. Главной задачей виртуального саммита заявлена мобилизация ресурсов, необходимых Глобальному альянсу по вакцинам и иммунизации (GAVI), чтобы обеспечить всеобщую доступность вакцины против COVID-19. Планируется собрать для GAVI не менее 7,4 млрд долларов, которые помогут альянсу вакцинировать до 300 млн детей во всем мире от кори, брюшного тифа и полиомиелита и спасти 8 млн жизней в ближайшие пять лет.

Известие об отказе Путина принять приглашение британского премьера поступило на следующий день после того, как Борис Джонсон критически отозвался об инициативе Дональда Трампа пригласить российского президента на саммит «Большой семерки» осенью в Вашингтон. Впрочем, у России были и другие основания отказаться от того, чтобы участием на высшем уровне повышать значимость проектов, где вовсе не мы главные закоперщики.

Нынешний виртуальный саммит, как и предыдущий, состоявшийся всего месяц назад, хоть и организуется британским правительством, но проходит под эгидой Глобального альянса по вакцинам и иммунизации (английская аббревиатура GAVI). Это партнерство частных и правительственных организаций, целью которого заявлено увеличение доступности детской вакцинации в бедных странах. В альянсе участвуют международные организации типа ВОЗ, ЮНИСЕФ и Всемирного банка, ведущие компании — производители вакцин, а также частные фонды, среди которых выделяется Фонд Билла и Мелинды Гейтс. GAVI поставляет вакцины более чем в 70 стран, в основном африканские, но также и в Китай, Индию, Пакистан, причем на условиях софинансирования в размере 20%. Разумеется, альянс не свободен от влияния могущественных фармацевтических компаний, как и от фонда супругов Гейтс.

Так что в данном случае речь не идет о том, что человечество вдруг прозрело в условиях пандемии и его обуяли не присущие ранее альтруизм и готовность объединить усилия ради спасения всех людей на Земле. Нет, в случае с COVID-19 все как прежде — каждый за себя и норовит обставить конкурентов. И тот, кто первым произведет вакцину от страшного COVID-19, станет в чем-то «повелителем мира». В прошлом саммите приняли виртуальное участие Ангела Меркель, Эммануэль Макрон, Борис Джонсон, Синдзо Абэ, Биньямин Нетаньяху и ряд других лидеров.

Америка, кстати, тот саммит проигнорировала. Какие-то деньги в пользу бедных стран удалось собрать, но что касается коронавируса, то гонка за создание именно своей собственной вакцины продолжилась с удвоенной силой. Примечательно, что вскоре после этого саммита французский президент вызвал к себе руководство фармацевтической компании Sanofi, являющейся третьим крупнейшим производителем вакцин в мире, и отчитал за то, что она обещала некий «приоритет» в получении вакцины от коронавируса США, поскольку получила от них большое финансирование. В Елисейском дворце топ-менеджменту было жестко дано понять, что, мол, законы свободного рынка в нынешней ситуации не вполне работают, а если будут артачиться, то могут и на национализацию напроситься.

В самих США в высокой степени готовности уже находятся минимум две вакцины. Так, британская корпорация Astra Zeneca, получив от американского правительства 1,2 млрд долларов, обещает к октябрю предоставить 300 млн доз вакцины при запланированном объеме производства 1 млрд доз. Эта корпорация ведет совместные исследования с Университетом Оксфорда, взяв за основу ранее разработанную вакцину от лихорадки Эбола. Миллиард доз будет произведен до того, как закончатся испытания. К сентябрю. Сами тесты идут по сильно сокращенному графику.

В России тоже пошли по самому короткому графику, никаких требуемых для полноценных испытаний новой вакцины нескольких лет у нас нет. Впрочем, они, возможно, и не нужны, если за основу берется ранее уже разработанная вакцина от других вирусных заболеваний. Минобороны уже отобрало 50 добровольцев для испытания на них вакцины, разработанной в 48-м Центральном научно-исследовательском институте военного ведомства.

Кстати, в Оксфорде контрольная группа тоже не превышает 50 человек. Рассчитывают, что к осени будет готова вакцина, разработанная Центром эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи (НИЦЭМ). Видимо, поэтому мэр Москвы Сергей Собянин уверен в том, что массовая вакцинация может начаться уже осенью. А до той поры полностью снять карантинные ограничения и не удастся. В любом случае вопрос вакцины от коронавируса во всем мире перестал быть вопросом сугубо медицинским. Поскольку окончательное решение о ее применении будет в большой мере политическим.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию