16+
Суббота, 24 июля 2021
  • BRENT $ 74.19 / ₽ 5472
  • RTS1595.86
4 февраля 2010, 20:03 МакроэкономикаФинансы

Правительство разогреет инвестклимат в России пиаром

Лента новостей

Игорь Шувалов представил тезисы программы правительства по улучшению инвестиционного климата в России. Как считают эксперты, ее можно смело сократить вдвое — за счет мероприятий вроде «широкой общественной дискуссии» и «улучшения имиджа»

Игорь Шувалов презентовал тезисы программы по улучшению инвестиционного климата в России. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
Игорь Шувалов презентовал тезисы программы по улучшению инвестиционного климата в России. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В четверг первый вице-премьер Игорь Шувалов на организованном «Тройкой Диалог» инвестиционном форуме «Россия 2010» фактически обнародовал ключевые тезисы программы правительства по улучшению инвестиционного климата в России.

Первый вице-премьер, на недавнем в совещании в Кремле объявленный персонально ответственным за работу по улучшению инвестиционной привлекательности России, считает, что правительство должно приложить свои усилия на следующих направлениях: снятие административных барьеров на пути как иностранцев, так и иностранного капитала в Россию, изменения в иммиграционном законодательстве, а также «широкая общественная дискуссия», направленная на признание важной роли частного бизнеса всеми слоями населения, и специальные усилия по изменению «инвестиционного имиджа» России.

Выступая на форуме, Игорь Шувалов более или менее подробно расшифровал каждое из положений программы. Так, под административными барьерами на пути частных лиц в Россию, которые должны быть сняты, он понимает «недружелюбие», проявляемое буквально всеми инстанциями, с которыми приходится иметь иностранцам начиная с момента подачи документов на визу и заканчивая регистрацией в России.

Главным барьером на пути инвестиций вице-премьер называл сложный порядок ведения бизнеса в России. И пообещал упростить в 2010 году ведение строительного и инвестиционного бизнеса. И пояснил, что речь идет о распространении на них уведомительного характера деятельности: «Есть 13 видов деятельности, при которых бизнесмен просто уведомляет власти о том, что он начал свое дело. Мы считаем, что этот список может быть расширен».

Что касается иммиграционной политики, то она, по словам Игоря Шувалова, должна стать более цивилизованной и более либеральной — прежде всего, по отношению к мигрантам из стран СНГ, уточнил вице-премьер.

Между тем, напомним, в декабре было решено, что на 2010 год правительство в очередной раз сократит квоту на привлекаемую российскими компаниями иностранную рабочую силу — до 1,3 млн человек с 2 млн в 2009 году. При этом российские профсоюзы настаивали даже на большем ее сокращении.

Вообще, как признал Игорь Шувалов, одна из проблем работы над инвестиционным климатом заключается в том, что российское общество не относится с должным уважением к предпринимателям, которые, между тем, пояснил зампред правительства, рискуют ради бизнеса и личной жизнью и жизнью вообще. А потому нужна «широкая общественная дискуссия», цель которой — «общественно признавать и отдавать дань уважения тем, кто создал собственное дело, тем, кто создавал новые рабочие места и приумножал национальное богатство». «Нет в стране пока такого понимания», — посетовал первый вице-премьер.

Наконец, специальные усилия будут приняты по повышению «инвестиционного имиджа» России за границей. «Ничего сложного в этом нет», — сказал Игорь Шувалов. Эта часть работы была упущена прежде, сказал вице-премьер, а потому инвестиционные рейтинги России так низки, хотя, как ему кажется, реальная обстановка гораздо лучше этих рейтингов.

Таким образом, на мероприятия в области информации и пира приходится почти половина обнародованной вице-премьером программы по улучшению климата. Однако эксперты в области пиара сомневаются в том, что усилия в этом направлении дадут желаемый результат. Тем более что Россия все последние годы улучшает свой инвестиционный имидж.

«Те информационные месседжи, которые посылались, были не очень результативны, — заявила в интервью BFM.ru президент Центра политического консультирования «Николло М» Екатерина Егорова. — Извне она не очень чувствовалась. Я хочу привести пример, который является очень показательным. Недавно в Испании с представителями среднего класса была беседа, в ходе которой несколько достаточно вразумительных людей начали обсуждать Россию. Когда возникла тема наших отношений с Украиной, они говорят: «Ну, мы все понимаем, но почему Россия ворует газ у Украины?» И это говорили вполне интеллигентные люди. То есть за границей многим вообще не понятно, что происходит между Россией и другими странами. И мы ничего внятного не говорим вовне. Поэтому, думаю, что кампания по улучшению имиджа России не очень эффективно протекала прежде».

Вообще, Екатерина Егорова уверена, что если эта часть программы и необходима, то в последнюю очередь. «Можно предъявить блестящий план, можно даже начать что-то делать, но даже такая простая вещь, как частное приглашение в Россию человека, который живет в другой стране, сопровождается такой кровью и такими мучениями наших граждан, что в общем-то пригласить никого нельзя, — говорит она. — То есть на это надо убить часы, месяцы своей жизни. Пока мы не примем все организационные меры, которые облегчат иностранцам въезд сюда, нормальное пребывание, отсутствие скинхедов на улицах и в общественном транспорте, в метро, когда мы будем иметь человеческое лицо в общении с иностранцами, не на уровне пропаганды, а на уровне реальной жизни, с которой они сталкиваются, тогда люди, наверно, потянутся сюда, потому что у нас действительно поле для деятельности великое».

«Я не вижу больших перспектив ни у одного бумажного плана, пока мы не начнем чистить те авгиевы конюшни, которые у нас сейчас заполнены до полного беспредела», — резюмировала представитель «Николо М».

Политолог Алексей Малашенко из «Центра Карнеги» также считает, что работа с «инвестиционными имиджем» является пустой тратой времени. «Потому что в этом «имидже», в самом понятии заключается какая-то фальшивость, — поясняет он. — Нужно думать не об имидже, а о конкретных условиях. Как привлекать инвестиции, что мешает и почему люди не идут. Они же не идут не потому, что они нас не любят, Россию, а потому что нет условий. А имидж в этой ситуации менять — это означает попытку обмануть».

«Менять надо не имидж, а суть дела, — уверен Алексей Малашенко. — Насчет сути пока не получается».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию