16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.71 / ₽ 7976
  • RTS1129.50
9 августа 2020, 23:15 Общество

«Центр города как будто вымер». Какая обстановка была в Минске во время голосования?

Лента новостей

В столице Белоруссии сильные проблемы со связью. «Интернет — это вообще полная катастрофа», — говорит главный редактор «Еврорадио» Павел Свердлов

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Обновлено в 23:34

В центре Минска начались столкновения протестующих с сотрудниками ОМОНа, передает корреспондент ТАСС с места событий. После закрытия большинства избирательных участков там собрались около 300 молодых людей, некоторые из них были задержаны. Группа из нескольких десятков протестующих попыталась отбить задержанных, но отступила.

Business FM обсудила происходящее в Минске с главным редактором белорусского «Еврорадио» Павлом Свердловым.

— Люди остались возле избирательных участков, потому что банально не успели проголосовать. Возле некоторых участков стояли очереди от 700 до 1000 человек. В принципе, можно оценить. Участки столкнулись с такой проблемой, явка досрочная была настолько завышена, что, вероятно, там осталось слишком мало бюллетеней для тех людей, которые могли бы проголосовать, которые хотели проголосовать. Поэтому они устроили такую своего рода забастовку, они работали очень медленно. С одного проблемного участка, к которому стояла очередь, выгнали просто всех, включая участковую комиссию, на какую-то 15-минутную дезинфекцию. Вот под такими предлогами людей держали вне участков и вне голосования. В восемь часов формально голосование прекратилось, но Лидия Ермошина объявила, что некоторое количество участков будет работать, чтобы люди, которые стояли в очередях, успели проголосовать. Вместе с тем очереди были объявлены провокацией, то есть, мол, там какие-то люди специально пришли, встали в очереди, чтобы показать, что что-то не в порядке. Соответственно, уже несколько часов этим очередям угрожали автозаки. Это такая стандартная тактика белорусских властей: к какому-то месту, где собираются люди, подогнать транспорт для перевозки заключенных, задержанных, чтобы он там стоял, барражировал, всем своим видом давил на тех, кто собирается на какую-то акцию. Но действительно, есть информация, в том числе от наших корреспондентов, что людей из очередей, которые не хотят расходиться, которые все-таки хотят проголосовать, начали задерживать.

— Много ли участков в Минске, которые еще продолжают работать?

— Мне кажется, речь идет о нескольких, в пределах десятка, участках, вот именно таких проблемных, из-за которых очереди. Вообще, по государственному телевидению в восемь часов объявили, что все участки закрылись. Но глава Центризбиркома Лидия Ермошина сказала, что все-таки на таких проблемных участках голосование до последнего клиента продолжится.

— Как люди реагируют на данные экзитполов? Первые данные, что Лукашенко набрал 79%, Тихановская — около 7%. Правда, если мы правильно понимаем, независимых экзитполов в республике нет, только государственные?

— Да, в Белоруссии только один экзитпол проводился, его проводила социологическая служба при Белорусском республиканском союзе молодежи, это провластная молодежная организация, у нее совершенно очевидная репутация — она поддерживает Лукашенко. Пока что мы можем судить только о сетевой реакции. И конечно, там просто буря. В то же время власть активно использует уже эти данные экзитполов в свою пользу. По телевизору доверенное лицо Лукашенко Олег Гайдукевич говорит, что цифры говорят сами за себя, значит, поддержка Лукашенко 79%, а вся эта кампания Тихановской принесла мизерный такой результат. С другой стороны, мы имеем экзитполы по Москве, и там цифры совершенно противоположные, там как раз-таки поддержка в 77%, насколько помню, у Тихановской, ну а Лукашенко совершенный аутсайдер избирательной гонки. Но этот экзитпол, который делался в Москве, он независимый, неформальный, неофициальный, даже можно так сказать. Но он позволяет говорить о каком-то реальном итоге избирательной кампании, потому что экзитполу от БРСМ я доверять не склонен.

— Как сейчас в Минске работает транспорт? Приходят сообщения, что он останавливается не на всех остановках, что недоступны службы такси, нет интернета, невозможно заказать автомобиль. Это все действительно так?

— Это все действительно так. Центр города, честно говоря, как будто вымер, автомобильное движение тоже сокращено очень сильно, в центре очень малое количество мест, где можно запарковаться, также днем ОМОН перекрывал центральные улицы вплоть до тротуаров, и тут как такое затишье перед бурей. В десять часов телеграм-каналы призывали минчан выйти к стеле. Это городской парк и известная достопримечательность. Там находится музей Великой Отечественной войны, там довольно большое пространство. Но что еще важно, мимо стелы по проспекту Победителей Александр Лукашенко ездит из города в город, когда ему нужно по делам, куда-то сюда. Там уже тоже начались задержания, хотя до десяти часов еще далеко, ОМОН там задерживает в принципе тех людей, которые не хотят уходить, которые стоят и чего-то ждут. Понятно, в принципе, чего они ждут — десяти часов. Но задержания превентивные уже начались и там. Известно также, что в Минск стянуто много личного состава. Он базируется тоже в центре города, занял целый фрагмент улицы в три полосы, плотно стоят автобусы, машины с личным составом, это все прямо возле здания администрации Лукашенко. Он там появляется редко, но там находятся чиновники, которые обеспечили его победу не в последнюю очередь, и там сейчас концентрируется тот личный состав, резервный, скорее всего, потому что ОМОН перекрывает, действующие сотрудники, то есть в черной форме, а там уже сидят, как мы их называем, «космонавты» со щитами в более серьезной амуниции, которые будут привлечены к разгонам, если вдруг события примут какой-то более-менее серьезный или массовый оборот.

— Целый день приходят сообщения о том, что с перебоями работает сотовая связь, интернет практически «лежит». Как сейчас с этим обстановка?

— Да, то, что мы сейчас с вами разговариваем, это какое-то чудо. В принципе, уже к концу дня даже GSM начал работать с перебоями, во всяком случае, у сотрудников «Еврорадио». Думаю, что можно констатировать факт, что нас с вами сейчас слушают не только радиослушатели, но и силовики. Потому что был такой момент, когда мы говорили с одним из своих сотрудников, вдруг разговор прервался и он услышал запись только что прошедшего разговора. Интернет — это вообще была полная катастрофа, то есть, условно говоря, три минуты работаешь, десять минут ищешь прокси, который позволит тебе работать следующие три минуты. Наш сайт, например, «прилег» прямо в восемь утра, но потом, как бы это тоже сказать, «приподнялся» и работал через прокси.

— Отпустило?

— Да не знаю. Конечно, некоторая ирония тут есть, но все это очень печально. А другие сайты, популярные информационные ресурсы к середине дня просто «умерли». То есть они сейчас не открываются ни из-за границы, ни в Белоруссии, ни через прокси, никак. Такая вот атмосфера.

О проблемах со связью Business FM рассказал и уроженец Гомеля Владислав, ныне живущий в Москве.

— Я спрашивал независимого наблюдателя, который ходил и считал толпу: не успели проголосовать 2800 либо 2900 человек примерно. Близкие мои устали очень сильно от всего этого. Живу я здесь уже почти шесть лет. Я здесь работаю в IT. Хотя и говорят, что в Белоруссии хорошее IT, но в Белоруссии все очень слишком стабильно, ничего не меняется. Мы, белорусы, народ мирный, мы не хотим ничего плохого, мы просто хотим, чтобы наши права соблюдались, наш голос был услышан. В Минске сегодня будут защищать свои голоса — каждый так, как считает нужным. Посмотрим, что будет.

— Связь сегодня с близкими удавалось держать из-за проблем со связью?

— Нет.

— Вообще никак?

— Я им писал, даже не прочитано ничего, но я знаю, что некоторые уже смогли дозвониться по обычному телефону, а мессенджеры — нет.

Столкновения происходят не только в Минске. В Гродно милиция применила против протестующих слезоточивый газ.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию