16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.58 / ₽ 8264
  • RTS1163.50
9 февраля 2010, 14:42

Цены на бензин готовятся к рывку вверх

Лента новостей

Накануне начала сельскохозяйственного сезона правительство традиционно готовится оказать поддержку сельхозсектору, добившись снижения цен на дизельное топливо. Но это может, как и в прошлые годы, отозваться ростом цен на другие виды горючего

Цены на бензин готовятся к рывку. Фото: rosneft.ru
Цены на бензин готовятся к рывку. Фото: rosneft.ru

Накануне начала сельскохозяйственного сезона правительство традиционно готовится оказать поддержку сельхозсектору, добившись снижения цен на дизельное топливо. Но это может, как и в прошлые годы, отозваться ростом цен на другие виды горючего.

На днях первый вице-премьер Виктор Зубков заявил, что правительство в течение недели проведет переговоры с крупнейшими нефтяными компаниями и добьется снижения цен на поставляемые селу горюче-смазочные материалы (ГСМ) и нефтепродукты. «Мы просим снизить их на 10–15%», — заявил он. Аналогичное давление на нефтяников было оказано в 2009 году после того, как глава правительства Владимир Путин назвал необоснованным предшествовавшее сельхозсезону январское и февральское повышение цен на нефтепродукты.

Между тем, аналитики «Кортеса» считают, что именно давление властей на производителей обусловило рекордный рост цен на бензин прошлым летом, приведя к тому, что одновременно с удешевлением дизтоплива подскочили другие виды горючего. Так, 92-й бензин стоил тогда 25–26 тысяч рублей за тонну, хотя мог бы быть, по расчетам аналитиков, на 2,5 тысячи рублей дешевле.

«Во всяком случае, прошлым летом именно так и было, и намерение поставщиков топлива компенсировать свои потери абсолютно понятно. Ведь они живут не от какого-то одного вида нефтепродуктов, а от всей корзины», — пояснил механизм возможного ценового всплеска директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков.

В настоящее время цены на бензин и дизтопливо уже начали расти почти во всех федеральных округах. Рост заметен и на спотовом рынке, и, по данным ИАЦ «Кортес», на 5 февраля средние по РФ цены на автобензин Нормаль-80 составили 18,778 тысячи рублей за тонну (+73 рубля), на Регуляр-92 — 21,52 тысячи (+154 рубля), а на Премиум-95 — 22,904 тысячи рублей (+24). Возможно, дальнейшую траекторию поведения рынка указывают наметившиеся пики отпускных цен НПЗ: на некоторых из них за минувшую неделю тонна автобензина подорожала на 300–500 рублей.

Розничные цены на заправках пока остаются практически неизменными. Так, средние по России цены АЗС составили: на Нормаль-80 — 18,94 рубля за литр (+0,03 рубля), на Регуляр-92 — 21,5 рубля (+0,01), на Премиум-95 — 23,35 рубля (+0,04). Но давление на розницу будет нарастать, и скоро в этом сегменте цен могут также прийти в движение.

Но ценовое спокойствие остается хрупким. «Скорее всего, цены в рознице останутся относительно постоянными еще 1-1,5 месяца. Но такое будет возможно, только если условия на рынке не изменятся, и не произойдет ничего экстраординарного», — считает Павел Строков.

Что касается предсказания поведения цен на более длительный период — то это занятие неблагодарное, так как на него влияет слишком много факторов. «К сожалению, нельзя рассчитать цены в рознице, исходя из мировых цен на нефть, предположив, например, что при цене 70 долларов за баррель они и дальше будут сохраняться на достигнутом уровне, а при повышении, скажем, до 80-ти долларов — вырастут на рубль. Это было бы слишком просто. Но есть дополнительное воздействие инфляции, уровня спроса-потребления и других переменных», — отметил аналитик.

Противовесом административным методам регулирования могли бы стать рыночные механизмы. Так, в феврале биржа «Санкт-Петербург» совместно с Группой РТС запустит новый инструмент: расчет фьючерсных контрактов на летнее дизельное топливо, котируемое в рублях. Контракт не предполагает осуществления поставки и исполняется путем финансовых взаиморасчетов, гарантом которых выступает Клиринговый центр РТС. Организациям, совершающим операции на российском спот-рынке нефтепродуктов это даст возможность хеджировать свои операции в целях снижения рисков неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры на летнее дизельное топливо в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Впрочем, очевидно, что воздействие биржевых инструментов на рынок нефтепродуктов еще долгое время будет ограничено, а его поведение в долговременной перспективе будет определяться правилами игры, которое правительство устанавливает для крупнейших ВИНКов.

Однако в проигрыше оказываются в основном автолюбители. Так известно, разрабатываемая Минэнерго, ФАС и нефтяными компаниями формула предельной цены на нефтепродукты будет привязана к мировым ценам на нефть. Но формула установит предел только для оптовой сферы и в случае рекордного роста цен на заправках применяться не сможет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию