16+
Пятница, 27 ноября 2020
  • BRENT $ 48.90 / ₽ 3703
  • RTS1307.14
30 октября 2020, 13:00 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня подведем итоги грузоперевозок по железной дороге за три квартала 2020 года. И сразу к главной цифре: за девять месяцев погружено свыше 920 млн тонн различных грузов. Это на 3,6% меньше, чем годом ранее, но, несмотря на минусовой результат, можно говорить и о позитивных изменениях. Во время весенне-летнего карантина отставание было более заметным. Так что ситуация постепенно выправляется и закрепляется тенденция сокращения отставания погрузки от результатов до пандемии. Так, в сентябре падение составило менее 1%.

Александр Синев президент Института развития транспортных систем Провал погрузки, который был непосредственно во время первой волны, теперь компенсируется позитивными показателями погрузки по августу — сентябрю. В частности, если у нас было снижение более существенное, то по результатам трех кварталов 2020 года погрузка уже составила 922,1 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. И этот характерный тренд выправления погрузки характеризует выправление сентября, в котором отставание от аналогичного периода прошлого года составило 0,7%.

В течение года мы не раз отмечали, что снижение погрузки в первую очередь вызвано внешними факторами, а именно конъюнктурой мировых товарных рынков. И в первую очередь пострадали самые массовые грузы наших железных дорог — это уголь, нефтеналив и черные металлы. Они занимают самую большую долю в перевозках и дают ощутимое влияние на общий результат, говорит наш эксперт.

Мы имеем в основном падение погрузки в сырьевых сегментах, в первую очередь речь идет об угле. За девять месяцев падение составило 7,3%. Погрузка нефтеналивных грузов снизилась на 9,6%. По черным металлам падение погрузки составило 10,9%. Все это связано с ухудшением внешней конъюнктуры: безусловно, месяцы карантина дали о себе знать в части потребления сырьевой продукции, импортируемой в данном случае из России странами-потребителями.

Отметим, что продолжается рост экспорта угля и черных металлов через отечественные морские гавани. У металлов этот показатель за три квартала превысил 1%, а рост экспорта каменного угля через наши порты составил почти 5%.

Теперь о лидерах. Рост погрузки показывают руда, удобрения, строительные грузы. О последних стоит сказать отдельно. Благодаря тому, что строительная отрасль прошла через пандемию по касательной, благодаря тому, что в стране разворачиваются национальные проекты по строительству жилья и дорог, строительные грузы за три квартала показали семипроцентный рост и внесли серьезный вклад в выправление ситуации с погрузкой.

Рост погрузки строительных грузов по итогам девяти месяцев составил 7%, погружено с начала года уже свыше 100 млн тонн. При этом по строительным грузам тренд выправления характеризуется более всего, потому что погружено более 12 млн тонн с ростом свыше 14% по отношению к сентябрю прошлого года. Здесь, конечно, оказывает существенное влияние адаптация строительного рынка к новому механизму привлечения средств. Если речь идет о жилищном строительстве, то это привлечение средств через специальные счета эскроу, защищающие инвесторов потенциальных. Это привело к тому, что в третьем квартале объем новых проектов по жилищному строительству превысил на 36% объем в миллионах квадратных метров этот же показатель во втором квартале 2020 года.

И еще об одном лидере. Это зерно. В правительстве ожидают, что мы в этом году соберем второй по объему урожай зерновых в истории России. При этом на мировых рынках сейчас хорошие цены, а ослабление рубля позволяет производителям выигрывать в конкурентной борьбе. И как результат: перевозки зерна за три квартала выросли почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Здесь еще нужно учесть и субсидии, которые зерновикам предоставило государство. Но рост сохраняется и после окончания программы господдержки. Тут свою роль сыграла гибкая тарифная политика РЖД и адресная работа с грузоотправителями.

Продовольственный рынок показал независимость от ситуации, связанной с пандемией. Скорее, наоборот, рынок продовольствия растет. В сентябре погружено зерна 3,083 млн тонн, это рекорд по погрузке за всю историю железных дорог. И это в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Отдельно расскажем про контейнерные перевозки, которые показывают рост на протяжении всего года. Статистика говорит сама за себя: плюс 16% по итогам трех кварталов. Транзит контейнерных грузов через нашу страну вырос на треть. В сообщении Китай — Европа — Китай перевозки выросли почти в два раза. И за девять месяцев перевезено больше, чем за весь прошлый год. В следующий раз поговорим об этом в ноябре. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию