16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.19 / ₽ 8158
  • RTS1172.78
26 декабря 2020, 08:01 Финансы
Спецпроект: Итоги года — 2020

ОКВЭД — слово года для российских предпринимателей

Лента новостей

Так обозначают код деятельности компаний и ИП. Из-за ОКВЭДов у значительной части бизнесменов возникли проблемы с получением госпомощи. Как бы то ни было, у предпринимателей оно весь год было в ходу. Что они рассказывали Business FM?

Фото: depositphotos.com

ОКВЭД, или общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Эта аббревиатура стала самой модной в российском бизнесе в 2020 году. Когда государство весной объявило о мерах поддержки предпринимателей, многие начали писать заявления, обращаться в банки — и получили отказы, потому что их ОКВЭДы не совпадают с теми, что указало правительство в списке пострадавших отраслей.

Эти коды есть у всех российских предпринимателей. Но у кого-то нужный ОКВЭД оказался не основным, и в помощи отказали. А кто-то вообще работал под кодом, который к его непосредственной деятельности отношения не имеет. Это не запрещено. Но во время пандемии это стало главной проблемой пострадавших бизнесменов. И в почте редакции, куда обращались предприниматели весной и летом, чуть ли не в каждом письме было слово ОКВЭД. Доходило до курьезов.

Business FM рассказали историю московской владелицы салонов красоты Алены. У нее всегда был правильный ОКВЭД. Но потом он таинственным образом изменился. И из парикмахера предприниматель превратилась в производителя крупного рогатого скота и поставщика спермы буйволов. В помощи Алене отказали.

«Когда я писала заявление, чтобы подать [на помощь], сменилась страница в личном кабинете, то есть они, видимо, что-то там меняли, сменили ОКВЭД. То есть так же у нас прописаны парикмахерские услуги, но основной вид деятельности — разведение крупного рогатого скота и что мы собираем сперму буйволов. На это они говорят: поэтому вы не попадаете под людей, которые пострадали».

Или история владельца подмосковного рыболовного клуба Алексея. Он по коду деятельности занимается торговлей и сельским хозяйством. Все верно — разводит рыбу и продает. Но зарабатывал он деньги благодаря тому, что люди приезжали к нему рыбачить. А это уже спорт, во время пандемии он был запрещен. Но по ОКВЭДу помощь от государства Алексей не получил.

«Я, с одной стороны, по ОКВЭДу 03 числюсь производителем сельхозпродукции, но прибыль-то у меня образуется откуда? За счет того, что приходят рыбаки, самостоятельно вылавливают эту рыбу и идут оплачивать мне ее в кассу. А этот вид деятельности мне как бы запретили, потому что его формально отнесли к понятию «занятия спортом».

Руководителю фотосалона Елене и вовсе пришлось сменить профессию. Фотоателье — это услуги, место, где, по мнению властей, скапливаются люди. И поэтому такие салоны по всей стране закрыли. Причем печатать фотографии им было можно, а вот фотографировать запретили. Но ОКВЭД этой деятельности в список пострадавших отраслей не внесли. Соответственно, помощь бизнес не получил. Предприниматель попробовала устроиться на биржу труда. Не взяли, потому что она в своем ателье числилась гендиректором. Тогда Елене-руководителю не осталось ничего другого, кроме как стать Еленой-курьером.

«Я и помощи не могу получить, поскольку по ОКВЭДам я не прохожу по пострадавшим отраслям, соответственно мне никакие субсидии не положены, ничего. А безработной я не могу стать, поскольку я генеральный директор. Соответственно, я не могу ни закрыть дело, ни каким-то образом официально получить статус безработного и получать, например, выплату. Я устроилась курьером в крупный агрегатор».

Нельзя сказать, что власти не услышали эту проблему и не решали ее. Список кодов деятельности пострадавшей отрасли постоянно дополнялся. А потом по предложению Минэкономики малому и среднему бизнесу разрешили до 1 июля уточнить свой основной ОКВЭД, чтобы не лишиться господдержки. Вот только несколько месяцев остановленный бизнес фактически не мог получить помощь. А вот, например, что в интервью Business FM еще в апреле говорил президент банка «Открытие» Михаил Задорнов:

Михаил Задорнов президент банка «Открытие» «Мы как банк понимаем, чем реально занимается этот предприниматель. То есть он не со вчера на сегодня вдруг стал заниматься ресторанным бизнесом, у него он был устойчив. Мы определяем это по падению выручки. Если у него выручка упала на 30-50%, это для нас основной критерий, не ОКВЭД. То есть отрасль и падение выручки. Я считаю, что у государства есть информация, которая позволяет вместе с банками перейти именно на привязку не к ОКВЭД, а к фактическому бизнесу предприятия и проверить, что у него действительно серьезно упала выручка».

Но помимо ОКВЭД в 2020 году в рядах бизнеса было популярным другое, пусть и не такое модное слово. Это тоже аббревиатура: СЗВ-М. Это справка о численности персонала, которую компании каждый месяц сдают в Пенсионный фонд, а он передает данные в налоговую. И от нее тоже многое зависело, потому что помощь выдавали тем, кто не сокращал сотрудников. А сведения о персонале как раз черпаются из этой справки. Но дело в том, что Пенсионный фонд зачастую не успевает вовремя передать эти данные в налоговую. Мы в эфире рассказывали историю московского предпринимателя Кристины, которой отказали в помощи, потому что вышеупомянутая справка не пришла в базу ФНС в положенный срок. И, судя по всему, кто надо это услышал.

«Мы подали 26-го вечером, и 28-го они уже перечислили деньги. Получается, что это было после вашей публикации. Я определенно связываю эти вещи, потому что до этого они все прекрасно понимали, о чем речь, но никто мне ничем не мог помочь. Автоматом просто приходили отказы. У меня шесть отказов, а после вашей публикации у меня единственная заявка, которую приняли и в итоге перечислили нам деньги».

А еще был случай московского предпринимателя Ирины Поповой. Летом она подала в Сбербанк заявку на льготный кредит под 2%, который в случае сохранения штата возвращает государство. Ирине дали в два раза больше, чем она просила. Выяснилось, что банк использовал данные о штате за апрель, самые свежие на тот момент. Хотя должен был брать информацию за май. Но в мае штат сократился, и получалось, что Ирина не выполнила условия льготного кредита. Ей пришлось бы возвращать этот кредит самостоятельно и по ставке в 15%. И снова кто надо об этом услышал. После выхода материала в эфир в редакцию позвонили из аппарата премьер-министра Михаила Мишустина и попросили дать контакты. Вот что Ирина рассказала нам после этого:

«Со мной связывался представитель Сбербанка и обещал, что этот вопрос будет проработан с Минэкономразвития еще очень тщательно. Также со мной связывался кто-то из помощников Мишустина. Очень приятный мужчина. Все такие чуткие, как оказалось, люди. Особенно если вот обращаешься на Business FM. В общем, пообещали, что этот вопрос будет проработан еще раз».

Потом правительство внесло изменения в закон, разрешив предпринимателям уточнить данные о персонале за май. Как нам рассказывали в Минэкономразвития, это коснулось шести тысяч российских бизнесменов. Осенью большая часть программ поддержки закончилась. Но предприниматели явно не скоро забудут пандемийные месяцы — и то, сколько раз на дню им приходилось думать и про СЗВ-М, и про свои ОКВЭДы и произносить эти слова.

Этот материал доступен в виде подкаста. Подписывайтесь на «Тренды и бренды 2020 от Business FM».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию