16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
1 февраля 2021, 02:58 Общество

Уроки несанкционированных акций. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В последний день января прошла вторая массовая акция в поддержку Алексея Навального. По данным «ОВД-Инфо», задержаны более пяти тысяч человек. Что дальше?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В воскресенье в ряде городов России состоялись повторные массовые протестные акции, прошедшие, в частности, под лозунгами освобождения оппозиционера Алексея Навального.

В Москве в этой связи были приняты упреждающие ограничительные меры: закрыта Красная площадь и весь музейный комплекс, изменены маршруты движения наземного транспорта, закрыты около десятка станций метро в центре, ограничено движение пешеходов на ряде улиц. Также была ограничена работа находящихся в центре города кафе, ресторанов и баров, а в некоторых кварталах запретили продажу алкоголя. Аналогичные действия были предприняты в ряде других крупных городов.

К вечеру число задержанных по всей стране, по информации «ОВД-Инфо», превысило пять тысяч человек.

Накануне власти предприняли ряд упреждающих действий, помимо ареста нескольких активистов — потенциальных организаторов. В частности, сначала на телеграм-канале Mash, а затем на федеральных телеканалах были последовательно показаны два сюжета о так называемом дворце Путина.

Сначала вышел ролик, на котором видно, что внутри нет той роскошной отделки, о которой рассказывал ранее разоблачительный фильм Навального, а вместо нее — голый бетон (правда, в фильме Навального рассказывалось, что объект перестраивают из-за плесени). Потом обнаружился и владелец — предприниматель Аркадий Ротенберг, который скупо рассказал, что купил объект несколько лет назад и хочет сделать из него апарт-отель, поскольку интересуется туризмом.

Возможно, это удовлетворило не только лоялистов, но и другую часть общественности, которая с облегчением узнала, что дворец — и не роскошный вовсе, и не президента. Однако все равно остались те, кого такое объяснение, вышедшее спустя десять дней после появления фильма Навального, не удовлетворило. Представители этих «непримиримых» вышли на улицы 31 января, несмотря на намерения властей жестко пресечь незаконную акцию.

Кажется, что численность протестующих не превысила по стране показатели 23 января. А вот что касается действий силовиков, то создается впечатление, что они в этот раз были настроены более решительно, стремясь пресечь акцию в зародыше. Из ряда мест, в том числе из Москвы, поступала информация о том, что задержания начались еще до начала самой несогласованной акции (впрочем, как и в прошлый раз), притом говорилось о задержании «возможных участников», что само по себе тревожно.

По каким критериям определяется, кто возможный участник акции, а кто просто случайный прохожий, оказавшийся не в том месте? Почему принадлежность к категории «молодой человек с капюшоном и в спортивной одежде» является достаточным поводом для таких задержаний? Где наступает та грань, за которой абсолютно правомерные действия силовиков по пресечению незаконной акции уже начинают сами по себе провоцировать рост в обществе недовольства не вполне оправданной «полицейщиной» и, как следствие, рост недоверия к властям в целом? Особенно когда начинают без разбора «мочить» даже представителей прессы.

Подавляющее большинство мирных обывателей не собирались и не собираются участвовать в подобных несогласованных акциях, тем более перерастающих в эпизодические стычки с силами правопорядка. Тем более что эти обыватели не питают симпатий к главной фигуре, стоящей за этими протестами и находящейся в «Матросской Тишине». Однако они с недоумением наблюдают, как перекрывают полгорода в масштабах войсковой операции. И их еще более настораживает, что под горячую руку могут попасть и случайные прохожие. Открытым остается вопрос, является ли адекватной реакцией задержание протестующих, исчисляемое тысячами, для, в общем-то, не такой уж многочисленной акции? Не наплодит ли это еще больше диссидентов из числа родных и близких задержанных?

Организаторы протестов, в том числе действуя из-за рубежа, со своей стороны, готовы идти на дальнейшее обострение, причем не скрывая желания опереться на помощь извне. Телекомпания CNN опубликовала список из 35 фамилий силовиков, чиновников и даже представителей СМИ, который сторонники Навального представили администрации Байдена, чтобы на них наложили санкции. Возможно, в том числе и это дало повод российскому МИД вновь потребовать от посольства США прекратить «поощрять протесты», которые якобы являются «частью стратегии сдерживания России».

В то же время многие по-прежнему считают, что у протестов имеются и сугубо внутренние причины и поводы, в частности, связанные с высокопоставленной коррупцией. Это могло бы чисто теоретически стать предметом конструктивных и мирных общественных дискуссий с целью выработки соответствующих решений. Однако пока ни о каких подобных дискуссиях и речи нет.

Во-первых, непонятно, с кем разговаривать, притом что разговаривать с радикалами, выкрикивающими лишь лозунги, заведомо не о чем. Во-вторых, ожесточение с обеих сторон, похоже, пока только нарастает. Если с нынешними протестами удастся справиться теми силовыми методами, на которые сейчас делается ставка, и не допустить их разрастания, то имеющееся недовольство может перейти в более латентную форму, и с этим потом вполне можно конструктивно работать.

Если же такого результата быстро достичь не удастся, а вместо этого эксцессы применения силы вызовут нарастание противостояния и ожесточения, то такой сценарий видится крайне опасным и грозящим непредсказуемой эскалацией.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию