Пятница, 29 марта 2024
23 февраля 2021, 23:47 ОбществоМедицина
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Спасет ли повсеместная вакцинация мир от новых штаммов коронавируса?

О том, что привиться, причем как можно быстрее, необходимо жителям всей планеты, заявил глава ВОЗ. Иначе SARS-CoV-2 мутирует и разработанные вакцины окажутся бессильны, предупредил он. А что вообще известно о мутациях возбудителя?

Фото: Sarah Meyssonnier/Reuters

Глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус заявил о необходимости повсеместной вакцинации от коронавируса. Ее отсутствие или задержка где-либо в мире может привести к быстрому распространению новых штаммов по всей планете, сведя на нет эффективность разработанных вакцин. Сколько сейчас мутировавших штаммов и эффективны ли против них существующие вакцины?

Новые штаммы SARS-CoV-2 начали появляться в разных странах с декабря прошлого года. Пока ученые затрудняются назвать их точное количество, поскольку выявляют их только там, где хорошо поставлена диагностика. Так, например, бразильский штамм обнаружили в Японии при скрининге в аэропорту у пассажиров из Бразилии. Также известны, например, южноафриканский и британский штаммы. Недавно ученые обнаружили в 11 странах еще один вариант вируса с устойчивым набором мутаций. Пока его назвали B.1.525.

Как вообще появляются штаммы? У каждого вируса есть свой геном — уникальная последовательность ДНК или РНК. Геном SARS-CoV-2 — это длинная последовательность РНК, которая состоит почти из 30 тысяч нуклеотидов, выстроенных определенным образом. Попадая в организм, геном может немного меняться. И каждая новая последовательность РНК может положить начало новой ветви вируса, то есть новому штамму. Правда, изменения эти точечные: число отличий от исходного варианта не превышает один к тысяче.

Количество людей с иммунитетом к ковиду в мире увеличивается, но все еще остается большое количество непереболевших. Но после болезни или вакцинации через какое-то время иммунитет снижается, и человек снова становится восприимчивым к инфекции. Причем вне зависимости от того, новый это штамм или старый. Попав в такого человека, вирус «учится» жить в организме с небольшим количеством антител.

Вирусы постоянно мутируют, поэтому появление новых штаммов неизбежно. Но будет ли эффективна сегодняшняя вакцинация? Комментирует завлабораторией Центра имени Гамалеи вирусолог Сергей Альховский:

Сергей Альховский заведующий лабораторией Центра имени Гамалеи, вирусолог «Опасность того, что вакцинация будет неэффективна, — это во многом преувеличение. Еще толком-то никто и не показал, что есть escape-мутанты, которые по-настоящему уходят от действия нейтрализующих антител. Так что это все во многом имеет хайповый характер. Пока используется формат полноразмерного спайк-белка, такую ситуацию, чтобы штамм полностью убегал от гнета иммунной системы, представить пока сложно».

Коронавирусы мутируют значительно медленнее, чем другие РНК-вирусы. И чаще всего это происходит в спайк-белке (или в «шипе»). Но успевает измениться только один участок белка — вирус нейтрализуют антитела, выработанные к другим, говорит заведующий лабораторией вакцин и сывороток имени Мечникова иммунолог Михаил Костинов.

Михаил Костинов заведующий лабораторией вакцин и сывороток имени Мечникова, иммунолог «Эти изменения незначительны. Они занимают примерно сотые доли от всей структуры этого вируса. И все равно привитый или переболевший при встрече с новой разновидностью вируса будет защищен. Не на 100%, но, допустим, на 70-80%. Это как с вакциной от гриппа. Если появится совсем новый вирус и его уже выделят как SARS-CoV-3, тогда могут быть определенные вспышки. Никто не знает, что будет через года два».

Ждать ли новых вспышек заболеваний весной? Этот вопрос радиостанция Business FM задала профессору кафедры вирусологии биологического факультета МГУ, доктору биологических наук Алексею Аграновскому:

Алексей Аграновский профессор кафедры вирусологии биологического факультета МГУ, доктор биологических наук «Я пока не видел особых проблем с теми штаммами, которые сейчас бытуют. Вакцины против них действуют. Были какие-то проблемы с южноафриканским штаммом — от него хуже защищают некоторые вакцины, препарат от AstraZeneca, например. Такие данные были в открытом доступе. Но это не значит, что вакцинация становится бесполезной. Вирус не уходит на 100% от этой вакцины, вакцинация поможет его застопорить. Эта ковидная история с нами надолго, если не навсегда. И она будет вот так понижаться-повышаться в соответствии с общими законами для острых респираторных вирусных заболеваний. Осенью — наверх, далее — падение. Будем вакцинироваться — будет падение более заметным, а всплески менее резкими».

Впрочем, никаких строгих корреляций с сезоном ученые пока не наблюдают. Вторая волна в Европе началась летом, сейчас из-за новых штаммов высока вероятность третьей волны. Возможно, со временем коронавирус станет сезонным, как грипп, но сказать наверняка сейчас никто не возьмется.