16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.34 / ₽ 7966
  • RTS1128.26
15 марта 2021, 00:02 Политика

IT-гигантам спуску решили не давать. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Twitter игнорирует требования Роскомнадзора даже на фоне замедления трафика. Google отнюдь не считает требования к YouTube правомерными. Это означает, что подобные конфликты будут нарастать и дальше. И в этом случае вопрос полной блокировки станет лишь вопросом времени, полагает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Спустя несколько дней после замедления работы Twitter в России начальник Управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев заявил, что претензии со стороны РКН по удалению противоправного контента «остаются без ответа, никто на нас не выходил, на наши вопросы ответов нет». На этом фоне возник уже новый конфликт с YouTube, который ограничил доступ к фильму журналиста Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину». Как может развиваться дальше ситуация?

Конфликт российских властей с IT-гигантами, про которых Владимир Путин в выступлении перед Давосским форумом сказал, что они противопоставляют себя государству и обществу, развивается хотя и неспешно, но по нарастающей. Новые поводы появляются буквально каждую неделю. Так, ограничение доступа на YouTube к фильму ВГТРК «Крым. Путь на Родину» в виде предупреждения о сценах насилия появилось к очередной годовщине присоединения Крыма к России. В Google это объясняют тем, что в картине есть танковые сцены. Возможно, речь идет о документальных съемках, в том числе с Майдана, а также эпизодах реконструкции событий, на которых показаны трупы, способы нанесения ранения и увечий, а также момент, когда на Майдане в группу ОМОНа попадает бутылка с зажигательной смесью и далее там горят люди.

Видеохостинг мог поставить соответствующее предупреждение после жалоб со стороны пользователей. А если жалоб было много, то он был должен это сделать, согласно своим правилам. Хотя признаемся, что такой фильм и в российском прокате при прочих равных условиях вряд ли получил бы маркировку 0+ и даже 12+. В то же время предостережение о том, что фильм «содержит материалы, которые могут напугать или шокировать некоторых пользователей», после чего надо просто нажать кнопку «далее», вряд ли служит сколько-нибудь серьезным препятствием для дальнейшего просмотра подавляющего числа пользователей, включая детей. И начиная с момента опубликования фильма на YouTube пять лет назад он собрал многие миллионы просмотров. Его демонстрацию никто не скрывал специально и раздачу не тормозил.

Впрочем, у автора фильма журналиста Кондрашова на это тоже есть своя правда, когда он говорит, что видеохостинг не ограничивает другие аналогичные материалы, принадлежащие, скажем, западным телекомпаниям, с ровно теми же кадрами. Так что политику так называемых двойных стандартов тут при желании усмотреть, конечно, можно.

Кстати, аналогичное предупреждение было предпослано в прошлом году и фильму «Беслан» Александра Рогаткина. Хотя он тоже местами повторяет кадры, которые публиковали другие телекомпании, в том числе западные. Например, человека в луже крови, другого — с тяжелыми увечьями. По этому поводу было обращение Роскомнадзора в российскую Генпрокуратуру. Однако, если зайти на соответствующую страницу YouTube сегодня, то предупреждение о сценах насилия там остается.

Но похоже, что дальше российские власти спускать IT-гигантам то, что можно счесть хоть какими-то ограничениями со стороны последних и по критериям последних по отношению к российскому контенту, больше не намерены. Тем более что уже есть и соответствующее законодательство, запрещающее подобные ограничения и блокировку российского контента на территории России.

В этой связи обращает на себя внимание резкое заявление официального представителя МИД России Марии Захаровой на ее странице в Facebook: «Платформы пошли вразнос. Цифровой контент произвольно и безразборно цензурируется некими модераторами без решения суда или профильного компетентного органа власти. Чем больше будут изыматься «модераторами» из интернет-оборота и подвергаться цензуре неудобные с политической точки зрения материалы, тем быстрее и жестче будут вводиться регулятивные ограничения на действия платформ по всему миру». Так что намек на ужесточение регулятивных мер вполне прозрачен.

Тем временем пока эти самые IT-платформы отнюдь не спешат идти навстречу требованиям российских властей и в нарушение собственного понимания о прекрасном. Twitter игнорирует требования Роскомнадзора даже на фоне замедления трафика. Google, как можно понять из его объяснений, отнюдь не считает требования к YouTube правомерными и тоже пока не спешит их выполнять. Это означает, что подобные конфликты будут нарастать и дальше. И в этом случае вопрос полной блокировки соответствующих ресурсов на территории России станет лишь вопросом времени. При этом поводы для новых претензий будут появляться все чаще. И все чаще их будут находить даже там, в чем раньше их не усматривали или же предпочитали игнорировать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию