16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
9 марта 2010, 16:26

ФАС борется с завышением цен на бензин

Лента новостей

ФАС хочет применить принцип "Закона о торговле" в "Законе о нефтепродуктах". Антимонопольная служба собирается законодательно запретить нефтяным компаниям покупать и строить новые автозаправки, если их доля на розничном рынке превышает

ФАС хочет применить принцип "Закона о торговле" в "Законе о нефтепродуктах". Антимонопольная служба собирается законодательно запретить нефтяным компаниям покупать и строить новые автозаправки, если их доля на розничном рынке превышает 35 процентов. Такое ограничение должно препятствовать завышению цен на бензин. Насколько действенной будет мера, выясняла корреспондент "Бизнес ФМ" Инара Халмеева:

- Сдерживать разрастание заправок одного владельца в рамках отдельного региона антимонопольная служба планирует двумя способами: не давать землю под строительство АЗС и запрещать покупку уже действующих заправок. Похожее ограничение существует на западе. С планами ФАС их сравнил начальник аналитического отдела компании "Универ Капитал" Дмитрий Александров:


"Грубо говоря, в Германии, если сливается несколько компаний на рынке нефтепродуктов, если доля их от оборота свыше 25 процентов, разбирается уже федеральная картельная служба страны, и она может запретить такое слияние. Но цифра 20 процентов - пороговое значение, то есть уже требуется разрешительный порядок. У нас это 35 процентов, но это хотят запретить на законодательном уровне, то есть здесь уже не нужно рассматривать ничего, это просто запрещено".


Принятие на законодательном уровне предложений ФАС некоторым игрокам рынка может сломать планы. По мнению аналитика ИК "Велес-капитал" Дмитрия Лютягина сложности вполне вероятно возникнут у "Газпром нефти", которая собирается расширить свою розницу в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. У "ЛУКОЙЛа", "Роснефти" и ТНК-BP таких сложностей возникнуть не должно, поскольку по словам эксперта, сильной экспансии в регионы они в ближайшее время не планируют. Между тем у этих компаний уже есть регионы, где доминирование на рынке АЗС превышает 35 процентов. К таким владельцам АЗС от ФАС особое предложение. Доминирующим компаниям будет рекомендовано обменивать свои заправки на АЗС конкурентов в других областях. Применить такое условие будет непросто, уверен Дмитрий Лютягин:


"На мой взгляд, в нашей действительности вряд ли, потому что каждый регион, каждая бензоколонка в принципе отвечает тем или иным параметрам конкурентоспособности, загруженности, интерес относительно автомобилистов, проезжающим мимо нее. Поэтому договориться нефтяникам относительно того, чтобы поменять одну бензоколонку в одном регионе на другую, это нужно проявить очень серьезный дью-дилидженс относительно этих бензоколонок и активов, что опять-таки встает в определенные затраты по его проведению. И второй момент, это по сути проведение ребрендинга, перекраивать надо всю бензоколонку, и это тоже затраты, на которые нефтяники по собственной воле точно не пойдут".


Представитель ТНК-BP Николай Горелов считает, что обмен заправочными активами вполне возможен, если компании сумеют договориться:


"Мы считаем, что это вполне может происходить, потому что компании постоянно обмениваются активами, продают какие-то не интересные одной компании заправки, они могут быть интересны другой и так далее. Потому что заводы нефтеперерабатывающие, которые снабжают те или иные заправки они рассредоточены по всей России и принадлежат разным компаниям".


Между тем уже сейчас при покупке АЗС компании обращаются в ФАС для согласования сделки. Но у антимонопольной службы в настоящее время нет возможности воспрепятствовать сделке из-за превышения порога присутствия на рынке.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию