16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.00 / ₽ 8141
  • RTS1171.06
14 ноября 2021, 22:38 Политика

Кого и как накажут за миграционный кризис на белорусско-польской границе? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Для всех сторон лучше эту ситуацию разрулить. А на будущее иметь в виду, что в арсенале политического противостояния могут и дальше применяться такие «гибридные» методы борьбы

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Польша готова перекрыть железнодорожное движение с Белоруссией, лишив ее транзита, заявил министр внутренних дел Мариуш Каминьский в эфире радиостанции RMF FM. О миграционном кризисе подробно высказался российский президент Владимир Путин. Он сообщил, что узнал о нем из СМИ, после чего дважды созвонился с Александром Лукашенко. Также Путин заявил, что Россия готова помочь урегулировать этот кризис. «Мы готовы всячески способствовать этому, если, конечно, от нас здесь что-то будет зависеть», — сказал Путин. Минск в свою очередь заявил о намерении сократить поток мигрантов. Между тем Евросоюз уже в понедельник может объявить о новых санкциях против тех, кто, по его мнению, задействован в провоцировании миграционного кризиса. Во что это выльется?

Заявления российского президента о непричастности России к провоцированию миграционного кризиса (но еще важнее — о том, что Москва готова помочь в его урегулировании) прозвучали вовремя, накануне принятия решения Евросоюзом о санкционном наказании «причастных». Еще несколько дней назад, явно под влиянием риторики политиков из Польши и некоторых других стран, в СМИ обсуждалась возможность введения санкций против чуть ли не всех авиакомпаний, которые, по мнению ЕС, возят мигрантов в Белоруссию. В том числе против российского «Аэрофлота», что стало бы объявлением Москве воздушно-пассажирской войны. Но и она бы в долгу не осталась: европейцам, помимо прекращения полетов в Россию, пришлось бы облетать ее сильно стороной по пути в Америку и жечь много лишнего керосина. Еще, видимо, решили свериться с расписанием полетов и обнаружили, что «Аэрофлот» практически не летает сейчас туда, откуда прилетели мигранты в Белоруссию.

В общем, в Брюсселе рассудили, видимо, не рубить сплеча и уже дали понять, что России нет в числе тех, кто может быть подвергнут санкциям.

К тому же, объективно рассуждая, если все же ставить целью не продлять нынешнее противостояние до бесконечности, а найти практическое решение, то посредничество Москвы может оказаться вполне действенным вариантом, тем более что напрямую с Лукашенко Европа разговаривать не хочет.

Пока, по данным Financial Times, санкционный удар Европы выглядит более чем скромно. Особенно после того, как мощная Turkish Airlines объявила о прекращении перевозки граждан Ирака, Сирии и Йемена. Что, кстати, противоречит всем нормам международной авиации — отказывать в перелете тем, у кого есть билет и виза. При этом представить себе европейские санкции против Turkish Airlines на самом деле лишь ненамного проще, чем против «Аэрофлота», имея в виду те же ответные меры, на которые за Эрдоганом «не заржавеет».

Сирийская авиакомпания Cham Wings тоже поспешила выступить с аналогичным заявлением, но поздно. Ее, совершившую начиная с 7 ноября жалкие семь рейсов из Дамаска до Минска, отдадут на заклание. Также потенциально в черном списке будет один отель в белорусской столице, а в общей сложности около 30 физических и юридических лиц. Может, накажут еще пару чартеров. Возможно, даже главу МИД страны Владимира Макея, который — вот же парадокс — был в свое время главным архитектором курса на заигрывание Минска с Западом, отчасти в целях легкого шантажа Москвы.

Пока Запад, с одной стороны, и Минск с Москвой — с другой, обменялись ударами на уровне угроз. Если Польша грозит полностью перекрыть границу, в том числе для транзита, то устами Лукашенко озвучена потенциальная угроза перекрыть Европе транзит российского газа. И хотя Путин сказал, что ему Лукашенко об этом ничего не говорил, это вовсе не означает, что в случае эскалации конфликта подобные действия белорусского импульсивного лидера будут немедленно как-то пресечены Москвой.

Но вообще в таких острых ситуациях политическую риторику надо часто «делить на десять» или хотя бы на три. Потому как «подковерный прагматизм» оказывается куда сильнее. Например, недавно выяснилось, что за первые три квартала текущего года, то есть уже после введения санкций против Белоруссии, Евросоюз импортировал из этой страны на 96,1% больше товаров, чем годом ранее, по данным «Белстата». Европа не пошла на практике по самому жесткому пути, существенно не ограничив, например, импорт калийных удобрений из Белоруссии, а это основная статья экспорта, а также многих нефтепродуктов.

Что касается миграционного кризиса, то после прекращения подпитки его новыми людьми он, с одной стороны, становится более контролируемым, с другой, может превратиться в довольно длительное противостояние, когда все мировые СМИ будут показывать драматические картинки замерзающих в палатках в лесу людей с детьми, которых, может, и «использует», конечно, Лукашенко, но жестокосердная Европа никак не хочет над ними сжалиться. Поэтому для всех сторон лучше эту ситуацию как-нибудь разрулить. А на будущее иметь в виду, что в арсенале политического противостояния могут и дальше применяться такие «гибридные» методы борьбы, когда тот, кто кажется заведомо слабым против 450-миллионного Евросоюза, может доставить ему немалые неприятности сравнительно невеликой для себя ценой, если и дальше загонять его в угол.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию