16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.81 / ₽ 7985
  • RTS1131.37
17 ноября 2021, 10:25 Общество

Без прорывов и без провалов

Лента новостей

В Глазго на 26-й конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) был согласован механизм реализации Парижского соглашения

Фото: depositphotos.com

Участникам перенесенной на год из-за пандемии конференции не хватило двух недель, чтобы согласовать позиции. Лишь в субботу, 13 ноября, то есть с опозданием на сутки, было принято итоговое соглашение, содержащее более мягкие формулировки, чем предполагалось изначально.

Цель принятого в Глазго соглашения — подтолкнуть страны к тому, чтобы взять на себя более масштабные обязательства по ограничению вредных выбросов в атмосферу к 2030 году. Еще одна цель — ограничить глобальное потепление 1,5 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем. Сейчас этот показатель уже составляет 1,1 градуса.

Также говорится о необходимости быстрого и последовательного сокращения выбросов углекислого газа: на 45% к 2030 году и до нуля к 2050 году. В пакте «с глубоким сожалением» отмечается, что богатые страны не выполнили взятые на себя обязательства о выделении к 2020 году по 100 млрд долларов в год развивающимся странам на борьбу с изменениями климата. «Настоятельно рекомендуется» не только достичь этой цели до 2025 года, но и ежегодно увеличивать объемы финансирования.

The Wall Street Journal отмечает, что соглашение не лишено слабых мест: в частности, отсутствует механизм принуждения. Документ не требует от стран действий, а лишь призывает к ним. Но сам факт того, что соглашение удалось принять, многими был воспринят позитивно: на предыдущей конференции, состоявшейся в 2019 году в Мадриде, стороны не смогли прийти к договоренности относительно того, как выполнять Парижское соглашение по климату.

Поиск компромисса

Формулировки итоговых документов COP26 пришлось смягчить в последний момент под давлением Индии (с долей угля около 70% в своем энергобалансе) и Китая (около 57% угля в энергобалансе). Вместо «поэтапного отказа» от угля в финальной версии соглашения говорится о необходимости «постепенно сокращать» использование этого вида ископаемого топлива. Председатель COP26, британский министр энергетики Алок Шарма, извинился за эти изменения, но отметил, что без них итоговый документ вряд ли удалось бы согласовать.

Мировые лидеры, эксперты и экоактивисты по-разному оценивают итоги COP26. Так, Генсек ООН Антониу Гутерриш не вполне доволен форумом в Глазго. Он призвал мир ускориться, чтобы не допустить повышения температуры на планете больше чем на 1,5 градуса, и заявил о необходимости прекращения субсидирования ископаемого топлива. Гутерриш также напомнил о необходимости поэтапного отказа от угля и призвал выполнить обязательство по выделению 100 млрд долларов в год для поддержки развивающихся стран в борьбе с изменением климата. «На этой конференции мы не достигли этих целей», — сказал Генсек ООН.

Спецпосланник США по вопросам климата, бывший госсекретарь Джон Керри, напротив, считает конференцию успешной. По его словам, достигнутые договоренности позволят избежать климатического хаоса.

Россия приветствует итоги COP26 в Глазго, отмечая их сбалансированный характер. Об этом говорится в заявлении спецпредставителя президента РФ по климату Руслана Эдельгериева. По его мнению, главным достижением конференции стало завершение разработки правил реализации Парижского соглашения, включая правила по общим временным срокам для определяемых на национальном уровне вкладов, рыночным и нерыночным механизмам статьи 6 Парижского соглашения. Эдельгериев также подчеркнул, что России на конференции в Глазго удалось добиться нужных условий относительно лесных климатических проектов.

Британский премьер Борис Джонсон положительно оценил прошедшую конференцию.

«Мы получили первое в мире международное соглашение, в котором говорится о необходимости сокращать использование угля», — пояснил он.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, со своей стороны, назвала конференцию «шагом в правильном направлении», так как она поможет бороться с глобальным потеплением и даст дополнительное финансирование проектам по сохранению климата.

Иначе отнеслась к результатам экоактивистка Грета Тунберг, охарактеризовавшая содержание дискуссии участников саммита фразой «бла-бла-бла».

Первые климатические проекты по правилам Парижского соглашения начнутся в 2023 году, их мировой объем может достичь 20 млрд евро в год. Об этом говорится в пресс-релизе Всемирного фонда дикой природы России по итогам завершившейся в Глазго 26-й конференции Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В решениях Глазго особо отмечена роль проектов по охране и восстановлению экосистем, ведущих к сокращению выбросов. Такие проекты могут быть лесными, тундровыми, болотными или даже морскими.

В рамках COP26 прошел саммит мировых лидеров, который был посвящен теме реализации Парижского соглашения. Более 100 мировых лидеров пообещали полностью прекратить вырубку лесов на планете к 2030 году и восстановить лесные массивы там, где это возможно. Об этом говорится в Декларации о лесах и землепользовании по итогам сессии саммита в Глазго. Декларацию подписали в том числе Россия, Китай, США, Великобритания и страны — члены ЕС. На сохранение лесов выделят 19 млрд долларов, которые готовы инвестировать ряд государственных и частных фондов.

Особая роль мегаполисов

Сегодня города генерируют до 70% мировых выбросов СО2. Чтобы снизить этот объем, транспорт, промышленность и домохозяйства нужно перевести на низкоуглеродные технологии. Поэтому в Глазго была принята новая программа климатических действий в городах UCAP. В рамках этой программы будет выделено финансирование городам Африки, Азии и Латинской Америки для снижения выбросов.

В рамках COP26 процесс климатических действий в городах поддержало содружество городов C40, куда входит и российская столица. По словам руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антона Кульбачевского, который выступил в заключительный день саммита, неизбежна и абсолютно необходима трансформация мегаполисов в условиях климатических изменений. И именно города наиболее остро испытывают на себе эти изменения.

Фото: depositphotos.com

«Москва не исключение. Последние десять лет участились случаи опасных погодных явлений. В памяти яркие примеры аномальной жары и торфяных пожаров 2010 года, ураганы 2018 и 2019 годов, обильные снегопады 2016 года, когда за два месяца выпала почти годовая норма снега — около 142 сантиметров, ледяные дожди. Прошедший 2020 год стал самым жарким в Москве начиная по меньшей мере с 1780 года», — отметил он.

Большое внимание в Москве уделяют вопросу перевода транспорта на безуглеродные технологии.

«Работу по декарбонизации транспортного комплекса Москвы мы начали с городского общественного транспорта. К 2030 году он станет полностью безуглеродным, это еще и наши международные обязательства в рамках подписанной в 2019 году декларации С40 «Зеленые и здоровые улицы», — подчеркнул Кульбачевский

От транспорта на дизельном топливе город планирует отказаться через несколько лет и полностью перевести городской общественный транспорт на электротягу.

По словам главы департамента, цель Москвы — достичь углеродной нейтральности к 2060 году — будет закреплена в Климатическом плане города Москвы, принятие которого ожидается в начале следующего года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию