16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1131.22
19 ноября 2021, 02:52 Политика

Мигранты начинают покидать белорусско-польскую границу. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Ситуация перестала обостряться после переговоров Лукашенко с Ангелой Меркель, за которые исполняющую обязанности канцлера ФРГ критиковали ее коллеги по ЕС. Ирак объявил о репатриации нескольких сотен своих граждан из Белоруссии

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Мигранты начинают покидать белорусско-польскую границу. Мигрантам в лагере на белорусско-польской границе подвезли гуманитарную помощь. Ранее несколько сотен человек перевели в отапливаемый логистический центр. Часть беженцев на автобусах вывезли от границы в другие центры в Белоруссии. Накануне состоялся второй телефонный разговор Александра Лукашенко с исполняющей обязанности канцлера Германии Ангелой Меркель. По словам пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт, он не обсуждал с исполняющей обязанности канцлера санкции и «признание» его в качестве главы государства со стороны ЕС. Она опровергла тем самым слова министра иностранных дел Эстонии Эвы-Марии Лийметс, которая заявила, что Лукашенко выдвинул условием прекращения миграционного кризиса на границах ЕС признание его президентом и отмену санкций. Также пресс-секретарь Лукашенко раскрыла дополнительные детали его переговоров с Меркель. Глава Белоруссии предложил Евросоюзу создать гуманитарный коридор в Германию для 2 тысяч беженцев, тогда как Белоруссия взяла бы на себя обязательства по вывозу мигрантов с границы в их страны, но только если они сами этого захотят. Сейчас в Белоруссии, добавила Эйсмонт, находятся 7 тысяч беженцев. В стихийном лагере живут около 2 тысяч человек.

Хотя мировые СМИ продолжают по инерции обсасывать драматические детали миграционного кризиса на границе, возможно, его наиболее острая фаза уже миновала. Переход в контролируемую фазу начался уже тогда, когда все авиакомпании, включая «Белавиа», отказались сажать на борт рейсов, вылетающих с Ближнего Востока, граждан таких стран, как Йемен, Ирак, Сирия и Афганистан. Вопреки наличию у них билета и визы. Что, конечно, является новым словом как в имплементации Международного кодекса гражданской авиации, так и в борьбе за права человека. После этого приток новых мигрантов на границу прекратился. А человеческая масса в 5-7 тысяч человек, и тем более в 2 тысячи скопившихся на границе, является посильной задачей по сдерживанию для сотен силовиков по ту сторону границы, тем более с помощью водометов и даже без стрельбы на поражение.

Главную роль сыграла Ангела Меркель, которая переступила через всю коллективную то ли гордость, то ли спесь Евросоюза, и особенно «младоевропейцев», и дважды поговорила с Лукашенко. И хотя он для нее официально остался всего лишь «герром Лукашенко», а не президентом, это дало возможность последнему сохранить лицо и пойти на уступки. В ином случае под гневные заявления лидеров стран Балтии и Польши о «недопустимости» всяких переговоров с диктатором зашедшее в тупик противостояние на границе продолжалось бы и дальше. И хотя теперь Минск и Берлин отрицают факт постановки вопроса о снятии санкций, в ходе подобных контактов обычно возникает все же некое неозвучиваемое взаимопонимание насчет того, что дальше загонять в угол жертву, по крайней мере, не станут. Во всяком случае, пока полностью новые санкции против Белоруссии Евросоюзом официально не озвучены. И до конца нельзя исключать, что они еще могут подвергнуться корректировке в зависимости от того, как быстро разрешится нынешний кризис.

В то же время «младоевропейцы» продолжают петь «ястребиную песню». Так, спикер парламента Литвы Виктория Чмилите-Нильсен заявила, что каждый разговор лидеров Евросоюза с лидером Белоруссии — это легитимизация «белорусского режима», а глава МИД Литвы открыто возмутился тем, что Меркель говорила с Лукашенко по телефону. Смело. Очень смело. Однако неконструктивно.

Со своей стороны Минск все же добился того, что проблема мигрантов в целом будет вынесена теперь на межгосударственный уровень Белоруссии и ЕС, что будут назначены ответственные лица с обеих сторон и таким образом установлен первый с лета прошлого года официальный канал общения между Минском и Брюсселем. Возможно, также Белоруссия получит определенную финансовую помощь для содействия беженцам.
Ну а пока наибольшую практическую часть решения проблемы возьмут на себя, судя по всему, страны Ближнего Востока. Уже состоялся первый рейс, на котором иракские власти вывезли более 400 граждан страны из Белоруссии на родину, в том числе в иракский Курдистан. Можно считать, что нам явлена тем самым образцовая модель решения подобных проблем и в будущем. И нечего по миру бегать — живите, где живете.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию