16+
Вторник, 26 сентября 2017
  • BRENT $ 58.18 / ₽ 3367
  • RTS1127.26
16 марта 2010, 16:44 Авто

Российские платные дороги обрели гаранта

Лента новостей

Премьер Владимир Путин в своем постановлении гарантировал частным концессионерам, которые будут строить инфраструктурные объекты, сохранность их средств. Это должно снизить на несколько процентов цену кредитов для инвесторов

Платные участки автомобильной дороги должны стать дополнение к тем дорогам, которые продолжают строиться за счет госфинансирования. Фото: t3h_sw3d3/flickr.com
Платные участки автомобильной дороги должны стать дополнение к тем дорогам, которые продолжают строиться за счет госфинансирования. Фото: t3h_sw3d3/flickr.com

Премьер Владимир Путин в своем постановлении гарантировал частным концессионерам, которые будут строить инфраструктурные объекты, сохранность их средств. Это должно снизить на несколько процентов цену кредитов для инвесторов проектов, что ускорит их реализацию в условиях кризисного сокращения финансирования.

Гарантии распространяются на компании, ведущие строительство наиболее важных инфраструктурных проектов. «Подписано постановление правительства о предоставлении госгарантий компаниям, которые вместе с правительством участвуют в строительстве объектов государственной инфраструктуры. Речь идет об автомобильных, железных дорогах, портах, аэропортах, взлетно-посадочных сооружениях», — заявил Путин во время встречи с главой Минтранса Игорем Левитиным и заодно дал поручение министру следить за выполнением экологических требований в инфраструктурных проектах.

По мнению Владимира Путина, постановление открывает возможности для работы государства и частного бизнеса в рамках концессионных соглашений. В приложениях к постановлению расписан порядок финансирования трех конкретных проектов — строительства дороги Москва–Санкт-Петербург (25 млрд), обход города Одинцово (8 млрд), и строительства западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге. Как считает премьер, частный инвестор должен вложить не менее 25% от стоимости всего объекта.

Министр транспорта Игорь Левитин, со своей стороны, подчеркнул, что впервые получена возможность пользоваться «длинными» деньгами при строительстве. «В настоящее время подписанные нормативно-правовые акты дают возможность концессионерам заключить договор с Минфином и получить госгарантию, которую они должны разместить на рынке», — сказал Левитин.

Он пояснил, что концессионеры теперь могут «обратиться в Минфин и получить госгарантию, которую они должны разместить на рынке». Причем в этой работе могут участвовать банки, находящиеся как в России, так и за рубежом и министр выразил надежду, что ставки по кредитам по этим гарантиям не будут превышать тот уровень, который позволит концессионерам реализовывать выигранные условия.

Контроль за целевым использованием облигационных займов, а также условия выпуска облигаций возложены на Министерство транспорта. Как надеется Владимир Путин, в обмен на вложение не менее 25% собственных средств частный инвестор получает право эксплуатации того или другого объекта государственной инфраструктуры на определенный срок окупаемости проекта и получения справедливой прибыли.

Как ранее заявил BFM.ru аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Михаил Нестеров, все эти проекты являются абсолютно новыми для России и их можно рассматривать как венчур. При этом платные участки окупятся в лучшем случае через 20 лет, а в худшем — через 30-40. Поэтому инвесторов интересует не столько возможность эксплуатации дороги, сколько выделенное на ее строительство финансирование, средства, которые трудно проконтролировать.

Аналитик ФК «Открытие» Данила Левченко, в свою очередь, считает, что госгарантии помогут концессионерам получить финансирование под меньшие проценты и банки с большей охотой станут их кредитовать. Впрочем, он тоже сомневается, что новые механизмы частно-государственного партнерства смогут на первых порах функционировать без сбоев, поэтому полагает, что строительство объектов может не уложиться в намеченные сроки.

Перечень соответствующих проектов был определен еще в начале марта. И тогда же в него включили компании, которые осуществляют проекты, перечисленные премьером. В настоящее время основные подрядчики-концессионеры этих проектов активно изыскивают средства на их реализацию. Все участки построенных дорог будут эксплуатироваться на платной основе.

Так, ООО «Северо-Западная концессионная компания», ведет строительство платной скоростной автодороги Москва–Санкт-Петербург. Компания может разместить 5 выпусков 20-летних облигаций на общую сумму 24,5 млрд рублей, доля господдержки покроет более трети стоимости. Отметим, что в начале марта Дмитрий Медведев поручил своей администрации разобраться в причинах отказа Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от финансирования проекта строительства данной платной автодороги, а также в необходимости вырубки Химкинского лесопарка при строительстве этой трассы.

ОАО «Главная дорога» — это консорциум, сформированный УК «Лидер», которая аффилирована с «Газпромом». Он занимается финансированием, строительством и эксплуатацией нового, длиной в 18,5 км, выхода на МКАД с дороги М-1 «Беларусь» Москва–Минск, который соединит автомагистраль от МКАД в районе транспортной развязки с улицей Молодогвардейской до федеральной автодороги М-1 «Беларусь». Расчетная скорость движения по магистрали составит 120 км/ч.

В скором времени компания разместит облигации на сумму более 8 млрд рублей со сроком погашения в 2027 году. Доля господдержки в этом случае составит более 43%. Как говорится в сообщении, вначале будут размещены дебютные облигации на сумму 300 млн рублей. Бонды номиналом в 1 тысячу рублей будут распространяться по открытой подписке на ФБ ММВБ. Срок обращения эмиссии составит 1 год. Предусмотрена возможность досрочного погашения бумаг по номиналу.

Также в перечень было включено ОАО «Западный скоростной диаметр», реализующее строительство одноименного проекта пропускной способностью до 140 тысяч автомобилей в сутки. На участке будет организовано восьмиполосное движение со скоростью в 120 км/час, а половина дистанции придется на эстакадные отрезки. Сейчас компания получила возможность привлекать облигационные займы под госгарантии на сумму 25 млрд рублей сроком до 20 лет. В середине января сообщалось, что на ЗСД инвесторы потратят 9,9 млрд рублей. Финансирование проекта из федерального бюджета на текущий год снижено до 7,3 млрд с прежних 14,6 млрд рублей, а ассигнования городских властей — до 2,6 с 3,6 млрд рублей.

Первоначально ввод в строй этого проекта был запланирован на 2014 год, но снижение финансирования отодвинет эти сроки. Аналогичные проблемы возникли и по другим проектам. Впрочем, как считает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев, постановление правительства поможет решить финансовые проблемы. «Государство — это железно, и надежнее госгарантий нет ничего. Поэтому участники проектов смогут получить кредитование под 8–9%, а не под 11–12%, как в ином случае», — заявил BFM.ru эксперт.

Платные участки должны стать дополнением к тем дорогам, которые продолжают строиться Росавтодором за счет госфинансирования. Отметим, что в 2010 году на дорожное строительство отпущено 274 млрд рублей и, как сообщил вчера руководитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ Анатолий Чабунин, этого бюджета должно хватить Росавтодору для реализации поставленных задач. Всего будет построено примерно 1000 км федеральных трасс, что несколько меньше, чем в 2009 году. Среди основных проектов: федеральная трасса Чита–Хабаровск, участки кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, а также часть вводов на трассах М-4 «Дон» и М-5 «Урал».

Рекомендуем:

  • Фотоистории