16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.39 / ₽ 7970
  • RTS1126.44
22 ноября 2021, 17:18 Общество

В РФ могут создать реестр токсичного контента

Лента новостей

Концепцию разработал член СПЧ. Туда могут включить недостоверную информацию о вакцинации, контент о насилии, радикальном феминизме и поощрении ЛГБТ

Фото: depositphotos.com

В России может появиться платформа маркировки токсичного интернет-контента. Ее концепцию разработал член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), основатель компании «Крибрум» Игорь Ашманов, пишут «Ведомости». Он планирует представить идею Владимиру Путину.

По словам Ашманова, это будет «подобный «Википедии» каталог токсичного контента». «Создание реестра токсичного контента — это способ что-то сделать с этой серой зоной — с контентом, который не будет запрещен в ближайшее время», — пояснил он.

К токсичному контенту, уточняют «Ведомости» со ссылкой на проект, автор идеи относит информацию про насилие, опасность прививок, радикальный феминизм, отказ от рождения детей, поощрение ЛГБТ и зоофилии.

Владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» Павел Катков сомневается в целесообразности такого проекта:

Павел КатковПавел Катков владелец юридической компании «Катков и партнеры» (КИП) «По мере роста влияния интернета на общество как глобальной информационной среды будет расти и растет стремление государства регулировать эту среду. И существует в этой связи легальный контент, оборот которого не ограничивается, и незаконный контент, оборот которого ограничивается федеральными законами. Я считаю, что это обоснованно, потому что действительно бывают такие виды контента, например треш-стримы, где прямо в кадре нарушаются нормы действующего законодательства, нормы международных договоров, унижается человеческое достоинство, подвергаются порой опасности жизнь и здоровье человека. Такой контент просто должен быть запрещен федеральным законом. Мне непонятно только, зачем создавать некие «серые» списки. Если контент разрешен к обороту, но просто спорный, он должен находиться в обороте. Если этот контент запрещен к обороту, он должен быть запрещен федеральным законом, это можно сделать довольно быстро. Что касается технической применимости, воплотимости этой идеи, то, конечно же, она реализуема, мы видим, как реализуются антипиратский закон, закон о защите детей. Блокировки возможны, конечно, их можно обойти, но для этого нужно применять специальные меры, специальные программы, нужно иметь несколько больше знаний, чем рядовой пользователь интернета, поэтому человек, специальным образом не заинтересованный в просмотре этого контента, случайно его уже не найдет».

По словам Павла Каткова, нужно проверить контент на соответствие федеральному закону и запретить только то, что напрямую попадает под запрет. Остальные сайты, пусть и спорные, нужно оставить для дискуссий в обществе.

Автор проекта создания «серого списка» сайтов считает, что такой контент, например, можно маркировать, понижать в рейтинге, чтобы пользователи лучше ориентировались.

Вовлечь в реализацию проекта планируется социальные сети, сервисы «Яндекса», VK, «Одноклассники».

Непонятно, зачем это нужно, говорит координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев. Социальные сети и так обязаны самостоятельно мониторить противоправный контент согласно уже действующим законам, напоминает он.

Урван Парфентьев координатор Центра безопасного интернета «Идея на самом деле копирует концепцию черных списков для контентных фильтров, которая возникла где-то примерно 15 лет назад, и в связи с реализацией возникает тот же самый вопрос, что возникал к черным спискам, — каким образом реестр будет пополняться и каким образом будут отслеживаться изменения в идентификаторах местонахождения сайтов. Необходимо будет внести максимум ресурсов, подходящих под цели реестра, в этот самый реестр, что даже в теории невозможно. Второе: необходимо отслеживать способы, посредством которых внесенные в реестр ресурсы будут пытаться оставаться доступными для пользователей. С одной стороны, у нас уже примерно год, как есть закон, обязывающий соцсети самостоятельно мониторить у себя противоправный контент, по крайней мере отдельные его виды. С другой — это выглядит как попытка переложить модерационные функции на кого угодно, потому что понятно, что если создавать какой-то регулятор, то это получится огромная организация, весьма и весьма затратная, при этом нужно понимать, что, как говорится, 100% контента в любом случае закрыть не удастся».

В качестве альтернативы эксперт предложил внести поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон уже предписывает проводить возрастную маркировку контента для детей от нуля до 18 лет и описывает признаки отнесения к категории 6+, 12+, 16+, 18+.

Достаточно уточнить возрастную маркировку и усилить эффективность контроля за правильностью ее применения, считает Парфентьев.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию