16+
Четверг, 3 декабря 2020
  • BRENT $ 48.26 / ₽ 3609
  • RTS1329.49
22 октября 2008, 18:10 Макроэкономика

Россия прокредитует Белоруссию на 2 млрд. долларов

Лента новостей

Россия предоставит Белоруссии кредит на 2 миллиарда долларов. Об этом во вторник сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Как показывает практика последних лет такие кредиты странам СНГ скорее можно называть безвозмездной помощью.

«На прошлой неделе принято решение о выделении кредита Белоруссии на 2 миллиарда долларов», - сказал министр, пояснив, что кредит соседнему государству пойдет двумя траншами: 1 млрд. долларов будет выделен уже в этом году, а еще 1 млрд. долларов - в 2009 году. Кудрин отметил, что этот кредит будет носить стабилизационный характер, а обсуждение условий предоставления займа завершается. Как только будет подписано соглашение, эти условия будут объявлены, отметил он. Кроме того, глава Минфина сообщил, что Россия и Белоруссия решили расширить совместный план по созданию единой валюты, обновить сотрудничество в ряде отраслей между РФ и Белоруссией и по-новому оценить перспективы экономик стран в связи с мировым финансовым кризисом. Он также отметил, что план по созданию единой валюты был принят с учетом необходимости экономической стабилизации, однако не раскрыл, в чем заключаются те изменения, которые пришлось внести в этот документ в связи с глобальной финансовой нестабильностью.

В Белоруссии заговорили о намерении получить кредит из России еще в начале лета, однако ответной публичной реакции долгое время не появлялось. Впервые российская сторона озвучила свое намерение выделить Белоруссии стабкредит на сумму в 2 млрд. долларов лишь в августе, причем это «желание» было продекларировано только после того, как были урегулированы взаимные претензии между Беларусью и Газпромом в вопросах поставки и транзита газа, ценообразования газа на внутреннем рынке Беларуси и условиях хозяйствования ОАО «Белтрансгаз». Однако окончательно стороны попытались прийти к взаимопониманию в кредитном вопросе во время переговоров 7-8 октября премьера России Владимира Путина с президентом Беларуси Александром Лукашенко и премьером этой страны Сергеем Сидорским. На них руководители двух стран также обсудили такие важные вопросы, как будущую цену на газ, проблему признании Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии, а также вопросы о собственности Союзного государства и о размещении систем ПРО России в Беларуси. При этом в российском правительстве заверяли, что в ходе переговоров цены на газ не будет увязываться с решением других вопросов, в том числе политическими уступками со стороны Белоруссии, и никакого увязывания этой проблемы с позицией Минска по Южной Осетии и Абхазии быть не может.

Тогда, начиная переговоры, стороны сообщили, что объем взаимного товарооборота за минувшие восемь месяцев увеличился почти на 60% и в нынешнем году этот показатель может достичь рекордных 36 миллиардов долларов, фактически утроившись за последние три года. Правда, констатация этого позитивного факта не стала залогом решения накопившихся проблем в газовой сфере. Накануне визита Путина в Минск посол России в Беларуси Александр Суриков выступил с нарочито бескомпромиссным утверждением, что по грубому подсчету Беларусь должна будет в следующем году платить за газ 250 долларов за тысячу кубометров вместо 119-127 долларов в I-III кварталах текущего года. При этом после переговоров анонимные источники в российском правительстве сообщили российским журналистам, что Россия берет на себя обязательства «поставить в Беларусь газ в ранее оговоренном объеме и на ранее оговоренных условиях». Напомним, что формула цены на газ была согласована с белорусским руководством еще в декабре 2006-го и предусматривает поэтапное повышение. В 2008 году цена составляет 67% от рыночной, в 2009-м - 80%, в 2010-м - 90%, а к 2011 году Беларусь должна покупать газ по мировой цене.

Белорусские представители ранее заявляли, что надо пересмотреть формулу расчета цены на газ, чтобы лучше адаптировать к повышению цен белорусскую экономику. Это желание вполне понятно: бюджет Белоруссии на будущий год рассчитан исходя из того, что газ будет стоить 140 долларов. По последним данным белорусского Минфина, по итогам 2008 года дефицит бюджета составит 2,5% ВВП, или 1,4 млрд долларов. Официальная белорусская сторона пришла к выводу, что, если Россия не пересмотрит методику формирования цены на газ, страну ждет экономическая катастрофа. В 2009 году удельный вес убыточных предприятий, а также с рентабельностью от 0 до 5% составит суммарно 60,5%, а в 2011 году возрастет до 81,3%.

Известие об окончательном решении России выделить кредитные ресурсы Белоруссии выглядит как долгожданная отсрочка, которая позволит смягчить непростые экономические и социальные проблемы этой страны. Комментируя российское решение, замминистра экономики Беларуси Татьяна Старченко заявила, что это «очень хорошая новость» для ее страны. «Этот кредит, в таких внешних условиях, когда все работают с ограниченными возможностями по привлечению внешних ресурсов, конечно, очень важен для Беларуси», - отметила Старченко, пояснив, что тот факт, что кредит предоставляется не единовременно, а двумя траншами, что является «нормальной практикой». «Важно, что этот кредит в принципе есть», - подчеркнула белорусский замминистра.

По иному оценивает факт получение кредита независимый белорусский экономист Леонид Заико. «Ситуация удивительная: ВВП Белоруссии в этом году вырастет на 10%, а экспорт, хотя прирост импорта тоже останется высоким, почти на 60%. При этом продажи на внутреннем рынке растут на 20%, а прибыль от реализации продукции у предприятий увеличилась в годовом исчислении на 75%, что явно не свидетельствует о том, что они покрываются трупными пятнами, – возмущается экономист оперируя официальной статистикой. – В этих условиях население явно не бедствует и не желает экономить, так как норма сбережения доходов упала до 4,5%, тогда как недавно она была на уровне 17%». По его мнению, приведенные данные подтверждают, что правительство Беларуси берет деньги для того, чтобы «продолжить политику нерационального управления ресурсами страны». Правительство опасается своего населения и абсолютно не верит собственным банкам, причем отдельных банкиров – иногда обоснованно – считает мошенниками, отмечает Заико. Хотя по его предположениям искомые 2 млрд. долларов будут выделены на 15 лет под сравнительно небольшие проценты – на уровне 5-7% в год – брать эти средства вообще не следовало. «Через 15 лет нынешнее руководство страны будет на пенсии, поэтому возможно власти решили взять кредит из тех соображений, что отдавать его придется не им. – считает Заико. – Непонятно, зачем надо было брать эти деньги под проценты, взамен на признание со своей стороны Абхазии и Южной Осетии, в то время как Никарагуа сделала то же самое бесплатно».

Что касается России, то для нее «нормальной практикой» в последние годы стало досрочное погашение внешних задолженностей, списание долгов наименее развитым странам и выделение льготных кредитов некоторым соседним государствам. Только за последние 2 года Россия списала долги африканских стран на сумму около 10 млрд долларов. Кроме того, в этом году было подписано соглашение между РФ и Ираком об урегулировании задолженности этой страны. Общая сумма пересмотренной задолженности составляет 12,9 млрд долл. В конце 2007 года Россия предоставляла льготный стабкредит на сумму 1,5 млрд долларов той же Белоруссии, а из стран СНГ ранее выдавала кредиты Украине, Грузии, Узбекистану, Армении (на повторный запуск Мецаморской АЭС и топливо для станции) и Таджикистану. Последний, например, до сих пор не погасил задолженность (в 1994 году на сумму 80 млрд. рублей, позднее задолженность была реструктурирована), и теперь, согласно заключенному весной соглашению, намерен досрочно по ней рассчитаться путем передачи в российскую собственность оптико-электронного узла «Нурек» и инвестирования оставшейся части задолженности в строительство Сангтудинской ГЭС-1. По мнению Заико, у России давно не было министра финансов, который бы демонстрировал такое отсутствие стратегического мышления как Кудрин, а нынешняя политика российского Минфина при реакции на кризис – это «беспомощность в квадрате». «После того как Кудрин потерял десятки миллиардов долларов из-за проблем с Fannie Mae и Freddie Mac, обсуждать выгоды выдачи Беларуси кредитов на сумму всего в 2 млрд. долларов вообще не имеет смысла», - заключил Заико.

В то же время начальник отдела рыночного анализа «Собинбанка» Александр Разуваев считает, что при анализе ситуации с выдачей кредита Белоруссии необходимо учитывать не только текущую экономическую выгодность, но и политическую, а также оборонную составляющую. Кроме того, напомнил экономист, руководство страны предпринимает планомерные шаги по формированию рублевой зоны, в которую по факту уже вошли Абхазия и Южная Осетия. «Есть стратегическая задача по формированию рублевой зоны, в которую войдут Белоруссия, Армения и, не исключено, Киргизия, – говорит Разуваев. – С Казахстаном вопрос сложный, но не исключено, что на фоне нынешнего кризиса туда войдет и он». По словам экономиста, формирование такой зоны будет иметь и военно-политические последствия, поскольку во всех вошедших в нее странах Россия разместит свои воинские контингенты. «С учетом задачи построения рублевой зоны выдача Белоруссии и другим странам СНГ льготных кредитов должна стратегически окупиться», - заключил экономист.

Алексей Щеглов

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию