16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.49 / ₽ 8175
  • RTS1174.36
16 декабря 2021, 03:10 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Внутри ЕС обнаружились колебания по вопросу антироссийских санкций. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Однако рассчитывать, что внутриевропейские разногласия окажутся глубокими и Россия сможет на этом сыграть, не приходится. Любой другой инфоповод может сработать как триггер для обсуждения новых санкций, по которым у европейцев уже не будет разных мнений, уверен политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на дипломатические источники о разногласиях среди стран — членов ЕС относительно того, как быстро следует вводить санкции против России в случае «агрессии против Украины». Так что происходит относительно возможных санкций на самом деле?

Расклад, обнародованный Bloomberg, о неких разногласиях внутри ЕС, с одной стороны, является традиционным: «гранды» Европы, имеющие обширные связи с Россией, выступают за более взвешенный подход, тогда как «младоевропейцы», проявляя привычную непримиримость в рамках постсоветской политики, преисполненной антироссийских комплексов, горячатся, требуя жесткости при всяком разговоре с «бывшей империей». К «младоевропейцам» традиционно присоединяются страны Северной Европы, политический класс которых испытывает, если можно так выразиться, «гуманитарную неприязнь» по отношению к российскому политическому режиму ввиду абсолютного несовпадения с ним по ключевым ценностным вопросам современного общества. Упрощенно, нам с итальянцами, французами и немцами разговаривать легче, чем с датчанами, голландцами, шведами, не говоря уже о поляках. Политика причудливо переплетается с культурологией. А если говорить о жесткой позиции конкретно Нидерландов, то нельзя не вспомнить историю сбитого Boeing.

С другой стороны, не стоит преувеличивать степень разногласий внутри ЕС и делать ставку на то, что они там все перессорятся из-за антироссийских санкций. Проводить политику двусторонних отношений с отдельными странами наперекор общему, хотя и петляющему курсу Евросоюза, как мечталось некогда на Смоленской площади в Москве, не удастся. К тому же вести переговоры — это еще не значит договориться. Нельзя не учитывать и то, что информационный фон вокруг главного камня преткновения — Украины — пока не деградирует по нарастающей. Основные новости — про 100-тысячное русское войско, якобы готовое рвануть если не на Киев, то на Мариуполь, уже отыграны, а новых алармистских сигналов пока не «доставили».

Какие-никакие переговоры действительно идут. Владимир Путин созванивался с лидерами Германии, Финляндии, Франции и Великобритании. Сергей Лавров познакомился с новой главой МИД ФРГ Анналеной Бербок. Ничего хорошего от этого знакомства, правда, не родилось. И не случайно на фото, иллюстрирующем пресс-релиз МИД об этом разговоре, Лавров смотрится мрачнее тучи. Тогда как состоявшийся ранее разговор с главой МИД Ирана отмечен двумя фото собеседников, сияющих лучезарными улыбками.

Госпожа Бербок уже успела отметиться серией критических заявлений в адрес «Северного потока — 2», в связи с чем перспективы его запуска в следующем году уже не выглядят столь однозначными.

Также стоит отметить встречи в Москве помощницы госсекретаря США Карен Донфрид с замминистра иностранных дел России Сергеем Рябковым и замглавы администрации президента Дмитрием Козаком. Пока результатом стала лишь договоренность о продолжении переговоров по урегулированию в Донбассе. Каковые, как отмечается, будут «происходить с учетом позиции США о предоставлении Донбассу особого статуса». А она, заметим, существенно отличается от концепции той широчайшей автономии с самостоятельной внешней политикой и вооружениями, которая прописана в Минских соглашениях. Также Донфрид переданы для администрации Байдена конкретные предложения по гарантиям безопасности для России. Остается лишь гадать, возможна ли «пакетная сделка» по Донбассу и гарантиям безопасности в отношениях с НАТО, но сам факт продолжения переговоров можно оценить положительно.

Со своей стороны, руководство Евросоюза подчеркивает, что у Европы — единый фронт по отношению к России. Так, по итогам переговоров на уровне министров иностранных дел глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель поспешил заявить, что всякая агрессия против Украины будет иметь политические последствия и огромную экономическую цену для России, и это консолидированная позиция ЕС, США и Великобритании.

Скандинавские страны, Нидерланды и восточноевропейские члены ЕС хотят при этом немедленно приступить к разработке пакета санкций. Однако «гранды Европы» за то, чтобы погодить. Поскольку, мол, проект все равно утечет в прессу, Россия узнает, что ее ждет, и преждевременное размахивание «кнутом» сорвет переговоры. Не говоря о том, что любые антироссийские санкции ударят и по самой Европе. Тут все разумно, особенно по поводу того, что «утечет». Также не во всех европейских столицах разделяют алармистский подход Вашингтона и младоевропейцев, согласно которому Путин только спит и видит, как бы ему восстановить «империю». А вдруг он действительно не собирается нападать на Украину?

Впрочем, вся современная политика проходит нынче по разряду инфотеймента и посему подвержена информационным популистским манипуляциям. Так что если появится новый информационный повод, который масс-медиа при нужном толковании анонимных источников подадут как «агрессию против Украины», то он станет новым триггером для обсуждения санкций, и тогда все ныне колеблющиеся встанут в единый строй.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию