16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
17 декабря 2021, 04:50 Политика

Шольц вам не Меркель: новые нюансы российско-германских отношений. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

С момента вступления Олафа Шольца в должность в отношениях ФРГ и России появилось много трещин: и резонансный приговор в берлинском суде гражданину РФ, и очередная остановка сертификации «Северного потока — 2», и блокировка телеканала RT Deutsch

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков выразил надежду, что высылка двух российских дипломатов после приговора по делу об убийстве гражданина Грузии Зелимхана Хангошвили не скажется на сотрудничестве Москвы и Берлина по газопроводу «Северный поток — 2». При этом он подчеркнул, что российские власти категорически не согласны с решением суда ФРГ, который признал гражданина России виновным в убийстве Хангошвили и назвал убийство «государственным заказом» со стороны РФ. Высший суд Берлина 15 декабря приговорил к пожизненному заключению гражданина России, обвиняемого в убийстве Хангошвили в берлинском парке в 2019 году. После этого Германия объявила персонами нон грата двух российских дипломатов посольства РФ в Берлине. Новый канцлер Германии Олаф Шольц назвал решение о высылке дипломатов правильным.

Почти одновременно последовало заявление Федерального сетевого агентства ФРГ о том, что решение о начале эксплуатации газопровода «Северный поток — 2» не будет принято в первой половине 2022 года. Глава регулятора Йохен Хоманн отметил, что ранее оператор «Северного потока — 2», компания Nord Stream 2 AG, начал процесс создания «дочки» в Германии с целью обеспечения соответствия всем правилам и нормативным требованиям Евросоюза, что и привело к приостановке сертификации. «Не в наших силах ускорить процедуру сертификации», — подчеркнул Хоманн. Случайны ли все эти совпадения?

Отношения России с новым федеральным правительством ФРГ начинаются со скандала. Канцлер Шольц одобрил высылку двух российских дипломатов из Германии, после того как суд приговорил россиянина Вадима Красикова, он же Вадим Соколов, обвиненного в убийстве бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили, к пожизненному заключению. Версия о том, что убийство заказало российское государство в отместку за участие Хангошвили во второй чеченской войне, а также в войне между Россией и Грузией в 2008 году, строится на том, что Красикову в Брянске был выдан загранпаспорт на имя Вадима Соколова, «инженера-строителя из Брянска». Сам же Красиков якобы был сотрудником спецслужб, а именно спецподразделения «Вымпел» Центра специальных назначений ФСБ. Москва все эти обвинения отвергает. Посол России в Германии Сергей Нечаев назвал решение немецкого суда «необъективным и политическим».

О подрыве доверительного сотрудничества между Россией и ФРГ говорила еще Ангела Меркель два года назад, когда убийство произошло и почти сразу было раскрыто. И вот теперь новый информационный повод немецкой прессе поупражняться в антироссийской риторике.

Тут же подоспел и еще один информационный повод: YouTube заблокировал новый канал RT Deutsch, который начал вещать на немецком языке вместо ранее заблокированного. Как пояснили в компании Google, RT Deutsch был удален потому, что ранее он уже был ликвидирован за нарушение правил сообщества, а именно — распространение «дезинформации о пандемии коронавируса и ложных сообщений об опасности вакцин». Однако в российском МИД выдвинули свою версию, назвав это «колкостями и вредностями со стороны Германии». То есть государственной политикой.

Но и это еще не все. Неприятной новостью стали заявления главы Федерального сетевого агентства о временной приостановке сертификации газопровода «Северный поток — 2», связанной с учреждением дочерней структуры компании Nord Stream 2. Эта формальность нужна, чтобы соответствовать Третьему энергопакету ЕС в части выделения независимого оператора трубопровода в отдельное юрлицо.

Причем это будет немецкое юрлицо, которое зато сможет использовать обе ветки трубопровода, а не одну, обойдя антимонопольные требования ЕС. Новая заявка на сертификацию будет подана уже от лица создаваемой «дочки» Nord Stream AG, отсчет сроков сертификации пойдет заново. Вроде бы чистая бюрократия, никакой политики, однако же еще месяц назад многие всерьез рассуждали о возможности запустить газопровод чуть ли не в конце текущего года.

Нынешняя задержка чудесным образом совпала с очередным обострением вокруг Украины и вообще отношений Россия — Запад. Однако у нового канцлера Шольца руки совершенно чисты. Все же происходит строго по правилам. А когда подойдет новый дедлайн сертификации, ситуация вокруг Украины уже каким-то образом может проясниться. И если там все пойдет не так, то проект «Северного потока» вполне может быть заблокирован уже в рамках нового санкционного пакета. Тем более что новый глава МИД страны Аналена Бербок, которая из «зеленых», изначально была против этого проекта.

Вдобавок ко всему еще и общий экономический фон российско-германских отношений сильно испортился в последние годы. Притом что для немецких элит на первом месте во всякой геополитике традиционно для последних десятилетий стоит прежде всего геоэкономика. Так вот, Россия сейчас не входит даже в первую десятку главных торговых партнеров ФРГ, где на первом месте Китай, США на третьем, а на остальных — страны Европы, включая таких отнюдь не гигантов, как Австрия и Чехия. По товарообороту, который в прошлом году снизился примерно на пятую часть, мы для Германии сейчас примерно как Венгрия с немногим более 50 млрд евро. Это показатель 2005 года, когда Ангела Меркель, собственно, и стала канцлером. Так вот, мы теперь, получается, «обнулились».

На одном «Северном потоке» эти отношения уже не вытянешь. Тем более что и с ним могут быть проблемы. Выступая недавно с программной речью в бундестаге, канцлер Шольц заявил о готовности Германии к диалогу с Россией. Но дал понять при этом, словно отсылая еще ко временам первой сделки с Советским Союзом 1970-х времен Вилли Брандта «газ в обмен на трубы», когда ФРГ выстраивала свою «ост-политик» во многом самостоятельно от остальных западных структур, что возврата к такой ситуации уже не будет. А новая «восточная политика» возможна, подчеркнул Шольц, только как общеевропейская. Или никакая.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию