16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.60 / ₽ 8336
  • RTS1160.60
20 декабря 2021, 02:38 Политика

НАТО предсказуемо отказалось обсуждать с Россией зоны влияния. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Будет ли российская сторона повышать ставки и какими возможностями она располагает для «создания контругроз»?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг отверг предложения Москвы, потребовавшей гарантировать невступление в альянс Украины. Он подтвердил, что в Брюсселе прочли опубликованный 17 декабря проект договора российского МИД о гарантиях безопасности, представленный ранее США.

Столтенберг также добавил, что всякий диалог с Москвой должен предваряться мерами по снижению напряжения со стороны России, имея в виду отвод российских войск от украинских границ. В свою очередь замминистра иностранных дел России Александр Грушко подчеркнул, что при отказе НАТО от российских инициатив Москва перейдет в режим создания контругроз.

Тем временем, по данным немецкого журнала Der Spiegel, НАТО планирует усиление на восточной границе, а именно расширить присутствие войск в Болгарии и Румынии. Что дальше?

Отрицательный ответ Запада на выдвинутые предложения Москвы был предсказуем. Ведь НАТО было предложено не только навсегда отказать Украине и Грузии во вступлении в альянс, но и откатить всю свою военную инфраструктуру назад, к тому положению, в котором она находилась в 1997 году, когда в рамках первой волны расширения были приняты страны — бывшие члены Варшавского договора. Тем самым предложено распространить на всю Восточную Европу положения Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, который также известен как договор «Два плюс четыре», заключенный между ГДР, ФРГ, а также СССР Великобританией, США и Францией в сентябре 1990 года.

В том числе он содержал пункт, согласно которому «все иностранные войска и ядерное оружие или его носители не должны размещаться и развертываться на территории бывшей ГДР». И, надо заметить, это положение соблюдается. Так что не зря в последнее время российские представители так часто упоминали данные Москве именно тогда обещания, во время переговоров об объединении Германии, о нерасширении НАТО на восток. Данные, правда, устно. И вот теперь решили, видимо, что пришло время положить их на бумагу. Правда, в совершенно иных геополитических условиях.

Вдобавок Россия требует, чтобы США вывели из Европы остальное свое ядерное оружие, которое размещено в ФРГ, Италии и Нидерландах. А также частично вернуться к положениям Договора о ракетах средней и меньшей дальности, из которого Америка вышла при Трампе. А мы вслед за ней.

Обычно, когда в ультимативной форме предлагают оппоненту заключить договор в представленном неизменном виде, не по принципу «меню в ресторане», как было отмечено замглавы МИД России Сергеем Рябковым, а затем представляют весь документ на обозрение широкой публики, то в первую очередь имеют в виду информационно-пропагандистский эффект. Ведь изначально было ясно, что будет отказ. Можно предположить, что пойти на такой шаг российскую дипломатию вынудило то, что в ходе ранее проведенных — прежде всего с американцами — консультаций стало ясно, что договориться на приемлемых для России условиях не удается. В этом смысле предъявление ультимативных требований можно воспринимать как повышение ставок. Согласно широко известному в англосаксонском мире принципу, выражаемому формулой aim higher, дословно — «целься выше».

И из уст представителей МИД России уж прозвучали угрозы, свойственные военным, — о том, что на отказ принять российские условия последует либо «военный ответ», либо «военно-технический». Возможно, следующий ход за Владимиром Путиным, который может как раз озвучить конкретику военно-технического ответа на предстоящей в ближайшие дни коллегии Минобороны.

Чисто теоретически набор возможных действий не так широк. Если, конечно, исключить самые абсурдные и радикальные типа начала обычной или ядерной войны. Признание независимости ЛНР и ДНР и ввод туда уже на сей раз открыто российских войск в качестве оказания интернациональной помощи. Размещение ракет средней дальности, нацеленных на страны Европы, размещение гиперзвукового оружия, которое, правда, еще проходит испытания. Можно допустить даже размещение ядерного оружия на территории Белоруссии, что стало бы, впрочем, чисто символическим жестом. Можно пойти еще дальше в фантазиях и представить варианты приближения носителей стратегических ядерных вооружений к берегам США, например на подводных лодках. Вряд ли мы снова, как во времена Карибского кризиса, повезем ракеты на Кубу, где уже нет сейчас Фиделя Кастро, и даже в Венесуэлу. Тем более что даже такие меры не смогут кардинально и резко изменить в нашу пользу военно-стратегический баланс и тем более склонить НАТО к немедленному принятию ультиматума Москвы. Зато резко увеличится вероятность применения против России жестких экономических санкций, обсуждение которых идет в последние недели. Судя по всему, морально в Кремле к ним готовы.

При более благоприятном развитии ситуации можно предположить, что США все же пойдут на новые закулисные контакты с Москвой по теме стратегической стабильности и урегулирования на Украине. Однако даже в этом случае речь может идти разве что об отсрочке принципиального решения проблемы Украины. Пока наиболее вероятным вариантом остается переход на новый, еще более опасный виток противостояния. Поскольку после выдвижения столь решительных, практически ультимативных требований отступить без потери лица уже будет невозможно. И не только лица.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию