16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.20 / ₽ 8218
  • RTS1178.69
5 мая 2022, 09:37 Общество

Летать некуда и не с кем: России грозит отток пилотов за рубеж

Лента новостей

По данным Минтранса, уже сейчас до 70 российских специалистов в месяц пытаются устроиться на работу в другой стране. Их зарплаты, по некоторым оценкам, упали в несколько раз: с 300-500 тысяч до 100-150 тысяч рублей

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Минтранс опасается оттока российских пилотов за рубеж. Каждый месяц ведомство получает до 70 запросов от иностранных авиакомпаний. Решить проблему надо обучением новых кадров, говорится в программе развития авиаотрасли до 2030 года. Документ оказался в распоряжении газеты «Коммерсантъ». Участники рынка же говорят о комплексных проблемах в подготовке пилотов.

Как рассчитывает Минтранс в своем проекте, к 2025 году пассажиропоток в России снизится в 1,5 раза до 60 млн человек. Без работы через три года, исходя из наихудшего прогноза, может остаться каждый второй член персонала гражданской авиации. Вдобавок ведомство опасается утечки специалистов: уже сейчас каждый месяц иностранные авиакомпании направляют в Минтранс до 70 запросов за подтверждением сертификатов того или иного пилота. Это значит, что столько российских специалистов пытается устроиться на работу в другой стране. Ведомство все же немного сгущает краски, считает гендиректор агентства «Авиаперсонал» Анастасия Мирошниченко:

Анастасия Мирошниченко гендиректор агентства «Авиаперсонал» «У нас чуть больше 10% среди летного состава и больше 5% бортпроводников сейчас находятся в простое. Сокращаемых пока не так много, но есть. Минтранс пишет о том, что 70 запросов приходит, но непонятно, за какой период. Есть периоды сезонные, есть периоды, когда, как это было с Китаем, была жуткая нехватка. Но мы понимаем, что за рубежом вряд ли будет в самое ближайшее время резкая нехватка, которая потребует привлечь наших пилотов. Но тут в качестве большая проблема: надо регулярно поддерживать квалификацию и вкладывать в это много денег. Поддержка квалификации пилоту обходится порядка миллиона рублей, чтобы человек постоянно обучался, ходил на тренажеры и так далее».

Минтранс хочет решить проблему «утечки мозгов» воспитанием новых. План по выпуску специалистов четкий: с 2025 года пять лет подряд выпускать по 806 человек. Куда их будут устраивать, в плане ведомства не прописано, а это, говорят собеседники Business FM, главный момент. Вторым идет вопрос зарплат. Они состоят из оклада и надбавки за часы налета. Эти часы после пандемии и ситуации на Украине снизились: в среднем с 90 в месяц до 25.

Прежних зарплат в 300-500 тысяч рублей уже не будет, средней станет 100-150 тысяч. Российские пилоты снова пойдут искать работу в азиатских странах, там они ценятся, отмечает главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин главный редактор портала FrequentFlyers.ru «У нас был дефицит кадров до ковида. Все сидели по домам, работали таксистами и вообще уходили из отрасли, потому что зарплаты снизились во время пандемии и налет снизился — было достаточно тяжело. Пассажиропоток будет падать и дальше, поэтому пилотам придется искать другую работу за рубежом, потому что пандемия, можно сказать, заканчивается — будет спрос в Китае, Центральной Азии. В Оман, например, наши пилоты ездили работать. Китай — перспективный вариант, потому что там лучше всего платят. В Европу наши пилоты не ездили, в Америку — тоже. В основном это все-таки азиатские страны».

Вопрос подготовки тема отдельного разговора: ранее пилоты-инструкторы Business FM уже рассказывали, что она в России сильно хромает нет ни единых схем обучения, ни стандартов, нет даже базового для всех самолета, каким был когда-то Як-18Т. Периодически всплывают истории, как пилоты не могут сесть в аэропорту Сочи из-за тумана: собеседник радиостанции Александр рассказывал, как ему пришлось почти сутки вместо двух часов добираться до Сочи. Зато дважды садились в Минеральных Водах:

«Мы приземляемся в Минеральных Водах, экипаж ждал, будут ли какие-то изменения с погодой, с облаками, с туманом. Полетели еще раз, минут 40 кружили вокруг аэропорта, искали дыры, не случилось, три захода на посадку, мы ушли в Минеральные Воды обратно. Дальше началось самое интересное. Сказали, ладно, выходите, тогда у нас уже появился интернет, и мы поняли, что многие рейсы садятся, многие там приземляются — а мы нет. И это главный вопрос, на который, естественно, никто ответить не мог».

А разгадка, говорят эксперты, в уровнях допуска, набор которых у каждого экипажа свой. И он напрямую зависит от мастерства и опыта конкретного пилота. Одному позволено, к примеру, садиться в тумане и сильном ветре, другому нет. Правда, опасения, что мы останемся с одними неопытными новичками, преувеличены, считают эксперты. Есть здесь позитивный момент: из-за нарушенной логистики взлетов и посадок у каждого пилота стало значительно больше. А чем больше посадок, тем больше практики. А больше опыта больше допусков. Вот так: развиваемся не благодаря, а вопреки.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию