16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
8 апреля 2010, 09:58 МакроэкономикаПроисшествияПолитика

На чьи грабли наступил Бакиев

Лента новостей

Киргизия, единственная страна, на территории которой размещаются одновременно американская и российская военные базы, проснулась сегодня с новым правительством, разграбленной столицей и еще более неясными, чем прежде, перспективами

Киргизии поснулась с новым порядком. Фото: AP
Киргизии поснулась с новым порядком. Фото: AP

Киргизия, единственная в мире страна, на территории которой размещаются одновременно американская и российская военные базы, проснулась сегодня с новым, временным, правительством, частичной разграбленной мародерами столицей и еще более неясными, чем прежде, перспективами. Накануне эксперты единодушно отмечали, что, каковыми бы ни были внутренние причины кровопролитного восстания, которое смело режим Курманбека Бакиева, главными факторами киргизской нестабильности является внешнее воздействие на эту одну из самых бедных стран региона. Киргизы оказались в центре стратегических интересов России, США и Китая, причем, как верно подметил один из политологов, вслед за иностранным вмешательством не идут потоки иностранных инвестиций.

В такой ситуации неудивительно, что мировая реакция на события в Бишкеке в значительной степени сводится к отрицанию причастности той или иной страны к новой «революции тюльпанов». Наиболее примечательны в этом отношении высказывания российского премьера Владимира Путина. В Бишкеке еще не догорели пожарища, когда глава российского правительства заявил, аттестуя себя в третьем лице, что «ни Россия, ни ваш покорный слуга, российские официальные лица не имеют к этим событиям никакого отношения». Путин также счел нужным добавить, что лично его киргизские события застали врасплох.

Трудно припомнить, чтобы Владимир Путин подобным образом комментировал смену режима в каком-либо из постсоветских государств. Не забудем, что Киргизия — один из ближайших союзников России, входящий в СНГ и ОДКБ. Последняя из этих организаций представляет собой нечто вроде военного союза. Интересно, обращался ли президент Бакиев за помощью к Москве, когда, применив силу против манифестантов, понял, что власть ему в одиночку не удержать?

Если и обращался, то об ответе Москвы на такую гипотетическую просьбу можно судить по следующим словам Владимира Путина, произнесенным в среду на пресс-конференции в Смоленске: «Когда господин Бакиев приходил к власти, он очень жестко критиковал отстраненного от власти президента Акаева за семейственность, за то, что в экономике и политической сфере Кыргызстана кругом сидели родственники либо близкие связи Акаевых. У меня такое впечатление, что господин Бакиев наступает на те же самые грабли», — сказал Путин.

То, что Киргизия являлась вотчиной семейного клана Бакиевых, разумеется, не является никакой новостью, недаром толпы мародеров в Бишкеке проявляли такую избирательность, громя именно те магазины, которые принадлежат отцу и сыну Бакиевым. Впрочем, если бы семейственность и коррупция действительно были столь существенной причиной революций, то в Центральной Азии, да и не только в этом регионе постсоветского пространства, перевороты совершались бы каждый день.

На какие же грабли наступил Бакиев? Накануне BFM.ru цитировал одного из политологов, который выразился в таком духе: если база США в Манасе закроется, то это будет означать, что к перевороту причастна Москва; если с базой ничего не случится, значит за этим стоят американцы. Пока еще рано судить о судьбе авиабазы в Манасе, но сама постановка вопроса представляется знаковой. Как известно, президент Бакиев пытался (и крайне неудачно) балансировать между Москвой и Вашингтоном, то обещая, на радость российским властям, закрыть базу в Манасе, то совершая движения прямо противоположного свойства.

Госдепартамент США осудил насилие в Киргизии и назвал положение в этой стране «сложным».

Газета The Wall Street Journal называет Киргизию «стратегически важной страной», отмечая, что только в марте через базу в Манасе прошло более 50 тысяч военнослужащих США и их союзников на пути в Афганистан. Когда накануне тогда еще президент Бакиев распорядился ввести 12-часовой запрет на все полеты из Бишкека, это повлияло на работу и американских военных, признал в интервью WSJ представитель авиабазы. Другой неназванный военный добавил, что в Киргизии творится «полная неразбериха».

Вероятно, имеются в виду не только не вполне цивилизованные методы, которыми оппозиция прокладывала себе путь к власти. В городе Талал толпа захватила первого вице-премьера Жапарова и министра внутренних дел Конгатиева. Первому выбили глаз, второго раздели до гола и избивали в течение часа.


Толпа сметала всех на своем пути. Фото: AP

Видимо, главный смысл того, что американцы, да и не только они, вкладывают в слово «неразбериха», относится к тому, чего теперь следует ожидать от Киргизии. Как верно подметила газета The Wall Street Journal, «неясно, связывает ли что-нибудь между собой лидеров оппозиции, кроме глубокой ненависти к господину Бакиеву». Не следует забывать, что сегодняшние заклятые враги свергнутого президента были его сторонниками, когда он свергал своего предшественника, Аскара Акаева, ныне пребывающего в изгнании в России.

Или взять биографию Розы Отунбаевой, которая возглавила временную администрацию. Судя по ее карьерной судьбе, Отунбаева вроде бы тесно связана с советской номенклатурой, недаром в годы перестройки она стала первой женщиной, которой доверили сугубо мужской пост замминистра иностранных дел. Но верно и то, что госпожа Отунбаева была одно время послом в США. Какие выводы из этого можно сделать? По-видимому, никаких.

Но вот одно из первых заявлений главы временного правительства Киргизии, которое касается, разумеется, самого важного внешнеполитического вопроса — судьбы базы в Манасе: "Статус кво сохранится, — приводит агентство Reuters слова Розы Отунбаевой . — У нас еще имеются некоторые вопросы в этой связи. Дайте нам время, мы выслушаем все стороны и все решим".

В киргизской головоломке присутствует и китайский фактор. По сообщениям из Бишкека, сегодня утром ярко горели два китайских казино. У китайцев в Киргизии немалые интересы, они хотели бы превратить республику в буферную зону между Афганистаном и мятежным мусульманским Сяньцзян-Уйгурским автономным округом. Какова роль китайцев в последних событиях?


Огненная ночь после переворота. Фото: РИА Новости

А есть ведь еще и экономическая составляющая кризиса. Вся киргизская экономика — это 4 миллиарда долларов, 45% которых поступают от киргизских гастарбайтеров в России. Когда этот денежный поток снизился на треть в прошлом году после известных решений российских миграционных властей, это стало тяжелым ударом по Бишкеку.

Кое-что можно понять по обрывкам фраз, произнесенных официальными лицами за последние сутки. В среду премьер-министр Киргизии Усенов пытался увещевать российского посла в Бишкеке, требуя повлиять на характер освещения киргизских событий в российских СМИ, и даже называл российских журналистов «врагами». Наш же посол ответствовал, что тон российских СМИ «сдержанный и непредвзятый». Когда еще российский МИД так горой стоял за отечественные СМИ в подобной ситуации? Кстати, The Wall Street Journal отмечает, что тон российской печати стал особенно критическим в отношении режима Бакиева после того, как в начале марта президент Киргизии согласился на предложение американцев построить на юге страны, в Баткене, учебную базу для киргизского спецназа.

По иронии судьбы последним высокопоставленным иностранным деятелем, посетившим Бишкек до начала резни, был генсек ООН Пан Ги Мун, напоминает лондонская The Times. Тогда он призвал киргизские власти лучше соблюдать права человека. До начала восстания оставалось трое суток.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию