16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8223
  • RTS1165.86
16 декабря 2022, 22:52 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

В ЕС официально вступил в силу девятый пакет санкций против России

Лента новостей

В нем прописан ряд ограничений для товаров двойного назначения, банков, медиа и добывающего сектора. Но также прописаны механизмы разморозки активов лиц, связанных с зерновой сделкой

Фото: Francois Lenoir/Reuters

Обновлено в 22:52

Девятый пакет санкций ЕС против России опубликован и вступил в силу, следует из информации в «Официальном журнале ЕС».

В нем прописан ряд ограничений для товаров двойного назначения, банков, медиа и добывающего сектора. При этом в ЕС разрабатывают возможность размораживать активы лиц, связанных с зерновой сделкой:

Евросоюз ввел санкции против Вооруженных сил России, Военно-космических сил, флота, Сухопутных войск, Сил специальных операций и Главного управления Генштаба.
Активы российских вооруженных сил в ЕС теперь должны быть заморожены. Кроме того, фигурантам санкционных списков запрещен въезд в Евросоюз.

Под запрет попали все парламентские партии, Роскомнадзор, Росгвардия. Из чиновников в черном списке теперь помощник президента Максим Орешкин, вице-премьер Голикова, министр культуры Любимова, глава Росгвардии Золотов, а также семь российских губернаторов, в том числе Московской, Нижегородской, Новосибирской, Астраханской областей.

Среди банков — Всероссийский банк развития регионов, Дальневосточный банка и МКБ.

Под персональные санкциями — телеведущие Борис Корчевников, Марина Ким, певец Григорий Лепс, блогер Дмитрий «Гоблин» Пучков, режиссер и ведущий Никита Михалков.

Всего в санкционный список внесено 168 российских компаний и предприятий, 40 депутатов Госдумы, 20 членов совета конституционного суда России, 44 члена Совета федерации.

Вместе с тем ЕС внес исключения, допускающие разморозку активов физлиц, которые до введения санкций занимались международной торговлей продовольствием и сельхозтоварами, в том числе поставками зерна и удобрений.

Пока не понятно, как будут работать послабления по удобрениям и зерну, зато есть ряд серьезных экспортных ограничений, говорит политолог Георгий Бовт:

Георгий БовтГеоргий Бовт политолог, журналист «Там есть несколько десятков компаний, которым запрещено поставлять, там есть перечисления так называемых товаров двойного назначения: линзы, фотоаппараты, например, используются эти вещи на российских беспилотниках «Орлан», жесткие диски, лэптопы и так далее. Лэптопы из Европы мы не очень-то ввозим, но это, наверно, на будущее, когда они какие-нибудь вторичные санкции придумают. Поэтому это расширение, и здесь послабление — только обещание того, чтобы согласованием так называемой зерновой сделкой можно было снимать санкции, но точечно, с тех, кто занимается экспортом удобрений и зерна. Механизма действительно пока нет этого, очевидно, что каждый случай будет отдельно согласован с Еврокомиссией. Если какая-то страна хочет запросить исключение, скажем, для Мельниченко или Когана, она должна испросить Европейскую комиссию, а та ответит, что вот, например, в части минеральных удобрений или в части зерна мы разрешаем такую-то сделку. По сути это аналогичный механизм, как действует в США, когда Минторг или Минфин издает специальную лицензию на осуществление каждой конкретной торговой операции. И в Америке сам по себе факт того, что нужно запрашивать лицензию и волокититься с этим, уже многих останавливает не связываться вообще с российскими компаниями и так далее. Поэтому, я думаю, в данном случае будет схожий эффект: будут те, которые будут проходить этот механизм, но кого-то он будет отпугивать. И наши балтийские порты, через которые мы традиционно раньше экспортировали, будут закрыты по-прежнему, если говорить о Латвии и Литве, то эти порты скорее всего будут закрыты, потому что эти страны не хотят никакой разморозки, они хотят дальше ужесточения только».

В пятницу утром издание EUobserver сообщило, что санкции будут смягчены для шести предпринимателей, связанных с производством химикатов и удобрений.
Назывались имена основателя «Еврохима» и СУЭК Андрея Мельниченко, владельца »Уралхима» и «Уралкалия» Дмитрия Мазепина, главы «Русагро» Вадима Мошковича, собственника «Фосагро» Андрея Гурьева и владелеца «Акрона» Вячеслава Кантора. В нормативных документах о них не сказано, есть лишь пункт о возможной разморозке санкций против таких лиц.

Новый пакет комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

— Постоянное принятие новых пакетов является неизбежностью. На самом деле уже шестой пакет согласовывался очень тяжело, понятно, что основные российские игроки, прежде всего, экономические, попали под санкции уже в первых пакетах. Я думаю, что основной удар реальный будет происходить по линии докручивания уже принятых санкций, как например в случае с введенным потолком цен на российскую нефть в восьмом пакете. Он будет меняться, и это гораздо более действенный инструмент, нежели санкции против отдельных банков.

— Санкции в отношении сухопутных войск, сил специальных операций, ГРУ. Чисто теоретически — как это может выглядеть?

— Попадание такого рода структур — это тоже отражение исключительно бюрократической логики. Часть этих санкций по определению работать не будет. Также можно вводить санкции против каких- то российских оборонных заводов. Понятно, что применить их будет крайне сложно. Можно запретить их руководству въезд на территорию ЕС. Совершенно очевидно, что они сами в этой ситуации туда не поедут.

— А с учетом смягчения санкций в отношении того же Мазепина и иже с ним возникает ощущение, что это какие-то странные пятнашки начинаются, то есть в итоге массово население России окажется под санкциями, а бизнесмены — нет.

— Элемент торга тоже является значимой частью этого процесса. Попадая под санкции, бизнес, естественно, начинает искать варианты. Что касается Мазепина, мы видим прекрасно его активность на тему запуска аммиакопровода Тольятти-Одесса, включая выход на уровень первого лица, встречу с Путиным. Да, он сумел разъяснить, что его экономическая эффективность может принести пользу. Это пример, который подается другим бизнесменам из этого списка.

К новым санкциям ЕС присоединилась Швейцария, сказано на сайте правительства.

А в Нидерладнах высказали свое недовольство. Премьер страны Марк Рютте отметил, что девятый пакет «совсем маленький и недостаточно жесткий». По его словам, нужно думать над тем, что мы еще можем сделать и двигаться в сторону 10-го пакета санкций, затем — 11-го.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию