16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
22 января 2023, 12:49 Общество

Яхта, которую европейские власти приписывают Алишеру Усманову, уплыла из-под ареста

Лента новостей

Это произошло в Хорватии. Пропажа судна обнаружилась только три месяца спустя. Ранее из порта на Сардинии незаметно ушла яхта, которую связывают с Дмитрием Мазепиным. Чем чревато подобное и какова может быть дальнейшая судьба яхт?

Irina Vu.
Irina Vu. Фото: IVICA/vesselfinder.com

Подсанкционные яхты, которые связывают с российскими крупными предпринимателями, продолжают исчезать из европейских портов. На сей раз речь идет о 35-метровом судне Irina VU стоимостью 5 млн евро. На него наложили санкции власти Хорватии в прошлом году, поскольку посчитали связанным с бизнесменом Алишером Усмановым, несмотря на опровержение последним этих данных. Судно стояло в городе Бетина на острове Муртер.

Дальше версии хорватских СМИ и чиновников разного уровня расходятся. Неизвестно даже, когда именно пропала яхта: кто-то говорит, что в октябре, кто-то называет более ранние сроки. Также упоминается, что сразу после ухода подсанкционного судна на его место у причала встала абсолютно такая же яхта без названия и начала ремонт, поэтому подмену просто не заметили.

Министр транспорта страны взял вину за исчезновение Irina VU ВУ на себя. По его словам, ни региональная администрация, ни полиция не знали, что судно под санкциями. Их не успели оповестить, поэтому те спокойно выпустили ее в морской поход.

Госсекретарь министерства моря, транспорта и инфраструктуры, напротив, уверяет, что Irina VU стояла в сухом доке, была опечатана, доступ к ней был запрещен, поэтому ее выход из марины — нонсенс. А начальник марины говорит, что у них нет возможности постоянно следить за подобными судами, а доступ к причалам может иметь кто угодно.

Хорватские СМИ уточняют, что тем, кто помог санкционной яхте беспрепятственно уплыть из Хорватии, грозит до пяти лет заключения. По последней информации, покинув Хорватию, лодка причалила в турецком Дидиме.

Ранее стало известно, что от берегов Сардинии благополучно отчалила подсанкционная 22-метровая яхта Aldabra, которую приписывают российскому бизнесмену Дмитрию Мазепину. Лодка, как сокрушаются итальянские власти, была арестована в марте, но вышла из порта в июне, за два часа до официального предъявления доказательств того, что ее владелец — именно Мазепин. Aldabra тоже была замечена у берегов Турции, но где находится сейчас, неизвестно.

Зато известно, что капитана, которого наняли для перегона яхты с Сардинии в Турцию, оштрафовали на 0,5 млн евро. Такой же штраф выписали компании, которая его наняла. Мазепину тоже грозит аналогичный штраф за уклонение от санкций.

Трудно ли в обычной ситуации вывести яхту из марины и как ее теперь эксплуатировать? Отвечает адвокат адвокатского кабинета «Морской» Виктория Жданова:

— Обычно суда не так легко вывести из порта, но речь в первую очередь идет о больших грузовых судах, то есть там технические слоты и так далее. С судами не личного пользования либо маломерными судами, с яхтами чуть попроще, если они стоят, например, в марине, то есть у частных причалов, где нет бортовой системы контроля такой же строгой, как в обычных больших портах.

— Ей сейчас можно пользоваться без риска ареста?

— В нейтральных водах никакие национальные законы не исполняются, там есть только общие международные законы по международному морскому праву, но это не касается конкретных судов, эксплуатации. Скорее всего, там никто не будет за ней гоняться. По поводу заходов в территориальные воды, там уже зависит от того, какая страна — исполняет она санкции или нет.

От западных санкций уже ушло немало дорогих яхт, принадлежащих россиянам. Они обслуживаются в «дружественных» странах, ими пользуются владельцы, при острой необходимости их можно даже продать, отмечает первый заместитель гендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян.

Карен Степаньян первый заместитель гендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» «Сейчас более 200 судов имеют подобный статус, и ими успешно пользуются владельцы. Тут нет каких-то препятствий для использования данных судов в акваториях «дружественных» стран. Многие российские собственники пригнали свои суда в воды РФ и успешно их эксплуатируют. Сейчас именно такой период, когда страховые компании и брокеры по купли-продаже судов несколько стеснены и опасаются проводить какие-то операции. Наверное, сейчас подобные суда будет сложно продать, застраховать, но это не говорит о том, что это сделать невозможно. Есть примеры сделок с очень дорогими судами, которые продавались в полстоимости, в 70% стоимости. Есть определенные сложности со страховкой и с продажей, но это возможно».

Возможно, что и сами европейские власти, упустившие подсанкционные яхты, вздохнули с облегчением. Ведь после задержания на местный бюджет ложатся все затраты по их обслуживанию. А, например, годовая стоимость обслуживания яхты Amadea, которую приписывают Сулейману Керимову и которая пришвартована в одном из портов США, составляет 10 млн долларов, яхта Crescent в Италии требует 14,5 млн долларов в год. И хотя это имущество планируют конфисковывать в пользу Украины, пока оно наносит урон казне западных стран.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию