16+
Вторник, 1 декабря 2020
  • BRENT $ 47.56 / ₽ 3603
  • RTS1311.05
30 октября 2008, 14:30

Российские ритейлеры не дойдут до харакири

Лента новостей

Супермаркеты не пойдут на снижение цен

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Резкий рост курса иены по отношению к доллару и другим валютам отразился на ценниках в японских супермаркетах, которые снизили цены на сотни товарных позиций и, прежде всего, на импорт. Аналогичного снижения цен можно было бы ожидать и в России на фоне снижения курса евро к рублю, так как для нас ЕС является ведущим торговым партнером. Однако представители российских торговых компаний и аналитики, напротив, опасаются, что в России скоро начнется новый виток роста цен.

За последний месяц курс иены к доллару вырос на 28%, к австралийскому доллару на 47%, а к доллару на 20%. С 18 октября крупнейшие сети японских супермаркетов «Ион» (Aeon) и «Ито Йокадо» (Ito Yokado) уже снизили цены на 1000наименований, чем добились повышения продаж на 50%. Этот эффект превзошел ожидания маркетологов компаний, которые не ожидали подобного эффекта в нынешней ситуации сильного падения покупательской способности японцев. Как сообщают в среду японские СМИ, сеть «Ион» намерена с 1 ноября добавить еще 300 наименований товаров, на которые цены будут снижены до 30%. В перечень входят продукты импортного производства вино, тунец, говядина, посуда, пуховые одеяла. В свою очередь сеть «Ито Йокадо» объявила о распродаже еще на 50 наименований товаров.

Маркетологи «Ион» полагают, что, если йена продержится на достигнутых уровнях еще один-два месяца, то целесообразно будет и дальше расширять линейку удешевленных товаров. При этом эксперты компаний предполагают, что увеличение продаж заставит последовать их примеру другие сети супермаркетов.

В России 24 октября доллар, преодолев отметку в 27 руб./доллар достиг своей максимальной цены с июля 2006 года, Одновременно происходит удешевление евро к рублю и это позволяет поддерживать стоимость бивалютной корзины на уровне 30, 4 рубля, что соответствует верхней границе коридора ее колебаний, установленного Центробанком.

Учитывая, что ЕС является ведущим торговым партнером России, логично предположить, что удешевление товаров из зоны евро отзовется снижением цен на этот ассортимент в России. Однако в нынешних условиях столь прямолинейные предположения не подтверждаются представителями компаний и аналитиками.

Как сообщил Дмитрий Гордеев, гендиректор компании «Мидленд Фуд групп» (компания занимается закупками мяса зарубежом), половина контрактов компании (в основном из Южной Америки) заключена в долларах, а все контракты из Европы привязаны к евро. Однако бизнесмен считает, что «играть между курсом доллара и евро для компании не имеет никакого смысла», и предположил, что «если доллар будет дорожать, будет дорожать и евро», что приведет к подорожанию мяса на 5% к концу года. Он также напомнил, что сегодня во всем мире происходит снижение закупочных цен на мясо, в первую очередь, на говядину и свинину, что, скорее всего, компенсирует подорожание валют. «Покупательная способность стран и компаний, которые раньше являлись основными потребителями мясопродукции, снизилась. Соответственно поставщики уменьшают цену,  говорит Гордеев.  Поэтому в краткосрочной перспективе может быть некоторое подорожание, а в среднесрочной в течение двух-шести месяцев, это подорожание будет компенсировано».

«Волатильность, которая существует на рынке валют между долларом и евро, на нас не отражается», заявляет председатель совета директоров «Вимм Билль Данн» Давид Якобашвили. Но если курс рубля падает, то цена продукции должна будет расти, т. к. оборудование покупается на твердую валюту, и, следовательно, структура цены меняется». В еще большей степени финансовые проблемы могут сказаться на сельскохозяйственном производстве компании. «Нам нужны долгие, стабильные деньги по нормальным ставкам. По подобию европейских стран, до 30 лет или хотя бы до 10 лет, сетует Якобашвили. Без этого мы не посеем и не пожнем».

Размышления Якобашвили и Гордеева подтвердил глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, растущий курс доллара к рублю сегодня не является определяющим фактором при формировании цен на российском рынке мяса. Гораздо более существенную роль сегодня играет недоступность оборотных средств для торговых компаний, которые для улучшения ситуации с оплатой своим поставщикам сырья иногда вынуждены по более низким оптовым ценам продавать мясо на рынке (как на мясоперерабатывающие предприятия, так и в розничную торговлю).

К примеру, в последнее время на рынке куриных окорочков в США, которые занимают значительную долю в импортных поставках мяса птицы, цены снизились в среднем на 10%, притом, что курс доллара растет. Но это, по словам Юшина совершенно не значит, что в розничной торговле цена окорочков упадет. «Розница всегда живет немного по своим законам», говорит Юшин. Он также напомнил, что за последнее время из-за слишком больших поставок оптовые цены на высококачественную говядину из Южной Америки и Австралии снизились на 1520% и это «очень сильно давит на рынок». Одновременно компании-поставщики и торговые компании сегодня испытывают кризис ликвидности, т. к. они не получают вовремя деньги за поставленное на мясокомбинаты сырье. В результате эти компании сейчас продают товар по более низким ценам.
Юшин указывает на некоторую коррекцию на рынке свинины, хотя менее значительную, чем на рынке окорочков или говядины. По его мнению, провал, который сегодня есть на рынке окорочков, может смениться тенденцией резкого роста цены на данную продукцию буквально через полтора-два месяца по причине того, что сейчас пока импортеры вообще прекратили закупать данный продукт. Это происходит из-за того, что с 1 января, согласно постановлению Роспотребнадзора, оборот мяса птицы, обработанного с использованием хлорсодержащих веществ выше определенной нормы, будет запрещен. Поэтому импортеры не хотят рисковать, закупая какие-то объемы, и этот товар теоретически может вообще исчезнуть с российского рынка, если чиновники не изменят свое решение.

Гендиректор сети супермаркетов «Азбука вкуса» Владимир Садовин считает, что в текущей перспективе цены на импортные продукты не изменятся: «Никто снижать их не будет, т. к. в нашей стране это не принято». Отсутствует и тенденция к их повышению. «Хотя некоторые ритейлеры на волне панических настроениях хотели поднять цены, но сети не позволили этого сделать, и поэтому до Нового года точно никаких повышений цен не будет», пояснил Садовин. Одновременно он предположил, что вследствие кризиса вскоре инфляция будет гораздо сильнее, чем сейчас, и этот фактор, а также нехватка ликвидности очень сильно подтолкнет цены уже после Нового года. «Это будет резкий скачок», предупредил Садовин.
Если некоторое снижение цен на продуктовом рынке сейчас и есть, то оно носит единичный и изолированный характер. Например, в пресс-службе X5 X5 Retail Group заверили, что супермаркетах сети уже давно реализуется ценовая политика, направленная на сдерживание инфляции и предложение покупателям максимально низких цен. По данным пресс-службы X5, в сентябре 2008 года (по сравнению с сентябрем 2007 года) цены в магазинах сети в среднем увеличились лишь на 14%, тогда как согласно официальным данным, продуктовая инфляция в стране составила за аналогичный период 20%. Кроме того, в пресс-службе напомнили, что 15 октября компания объявила о снижении цен на 30% ассортимента во всех супермаркетах «Перекресток» в Москве и Санкт-Петербурге. Удешевление по многим категориям товаров превысило 20%. «Скоро X5 начнет реализацию этой инициативы в других регионах. Мы рассчитываем, что нашему примеру последуют и другие участники рынка», заключила специалист пресс-службы X5 Елена Черкалова. Вместе с тем она не исключила, что поставщики и небольшие ритейлеры в целях повышения прибыльности могут поднимать цены, что может привести к новому витку инфляции.

Не собираются пока повышать цены и продавцы бытовой техники и электроники. Представитель сети магазинов домашней техники «Эльдорадо» Илья Новохатский, считает, что «общего повышения и понижения цен на рынке происходить не будет». «К Новому году у всех сетей, в том числе у нас, как всегда товары будут продаваться по сниженным ценам. Глобальных трендов по изменению цены пока не просматривается», предположил Новохатский.
Представитель компании «Техносила» Надежда Сенюк рассказала, что с лета в их розничной сети «цены остались без изменений и их повышение не планируется». Однако она предупредила, что если курс доллара по отношению к рублю будет расти и дальше, то и поставщики-производители, и вслед за ними ритейлеры будут вынуждены повышать цены.

Управляющий салоном Uomo Collezioni Викас Коул полагает, что реакция рынка одежды на изменения курсов валют очень разнится в зависимости от сегментов. «Есть сегменты, которые очень быстро реагируют на перепады ценовых сбросов, могут быстро сориентироваться, но существуют и те, которые реагируют замедленно, говорит Коул. В целом ведение бизнеса подразумевает продажу определенного стиля, уровня качества и эксклюзива, поэтому он на валютном коридоре не держится». Значительную часть затрат в секторе составляют расходы на персонал и аренду площадей, но г-н Коул отметил, что «пока не слышал» о сокращении расходов по данным статьям. Исходя из этого, он предположил, что в люксовом сегменте, «если не произойдет ничего катастрофического» до Нового года не стоит ожидать кардинального изменения цен.

Аналитик ИК «Антанта Капитал» Андрей Верхоланцев отмечает, что при анализе перспектив роста цен обязательно нужно учитывать поведение курса национальной валюты относительно доллара, и, если рубль будет слабеть, то пресс на продавцов усилится. «Учитывая, что маржа в этом бизнесе и так не очень высокая, существует вероятность повышения цен», указывает аналитик. С другой стороны, на фоне кризиса покупательная способность населения будет снижаться, и оно, например, может отложить приобретение бытовой техники. На этом фоне повышение цен означает еще большее падение прибыли продавцов и маржа у них сократится. При этом Верхоланцев не исключил, что компании, заинтересованные в пополнении оборотных средств на фоне замораживания кредитных ресурсов, будут, напротив, проводить распродажи, чтобы побыстрее избавляться от товарных запасов и тем самым привлекать живые деньги. «На этом фоне говорить о повышении цен неуместно», резюмировал Верхоланцев.

Однако научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин предостерегает от упований на снижение цен, а также призывает не обращать излишнего внимания на конъюнктурные колебания валютных курсов. «Товары действительно бы подешевели, если бы у нас ценообразование носило рыночный характер», считает экономист. В качестве примера он привел ситуацию в молочном секторе. «В мае закупочные цены на молоко упали в два раза с 12 до 6 рублей за литр а потребительские цены, которые на момент снижения закупочных цен были в районе 23 рублей за литр, продолжали все равно расти», напомнил Делягин.
Вместе с тем, он не исключил, что удешевление евро может привести к снижению цен на некоторые категории товаров, например, автомобили европейских производителей. Однако аналитик отказался оценить масштабы этого процесса. «Все будет зависеть о того, с какой интенсивностью из-за кризиса будет падать покупательская способность населения и вследствие этого накапливаться переизбыток предложения тех же автомобилей», заключил Делягин.
Алексей Щеглов

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию