16+
Среда, 15 августа 2018
  • BRENT $ 72.00 / ₽ 4792
  • RTS1075.38
5 ноября 2008, 18:58 Финансы

Кризис добрался до Пикассо и Малевича

Лента новостей

Арт-рынок замер в ожидании сезона аукционов

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Ноябрьские аукционы станут проверкой арт-рынка на прочность. С 24 по 27 ноября 2008 в Лондоне дом Christie's проведет русские торги. Выставляются признанные лидеры рынка: Наталья Гончарова, Алексей Харламов, Владимир Баранов-Россине. Эти торги должны стать своеобразным индикатором того, насколько глубоко финансовый кризис поразил арт-рынок. Предыдущие аукционы не оправдали ожиданий торговых домов.

Рынок высокого искусства начал сбавлять обороты еще в начале антикварного сезона. С аукциона Sotheby's был снят один из главных лотов — картина Пабло Пикассо «Арлекин». Ее экспертная оценка составляла 30 млн долларов, но за неделю до торгов владельцы отказались продавать полотно, опасаясь, что из-за кризиса картина может уйти дешевле.

Французский аукционный дом «Арткюриаль» проводил в Париже торги произведениями современного искусства. Выручка аукциона составила 4,9 млн евро. Это только половина той суммы, на которую рассчитывали оценщики. Многие лоты так и остались нераспроданными, среди них произведения известных французских художников: Анри Матисс, Жак-Эмиль Бланш, Кес ван Донген. «Конечно, предварительная оценка была немного завышенной», — признается руководитель «Арткюриаль» Франсис Бри, — 300-400 тысяч евро за рисунок Матисса, 600-800 тысяч евро за работу ван Донгена и миллион за Бланша. Сегодня хозяевами положения являются покупатели», — добавил он.

Аукционный дом Sotheby's также выручил меньше, чем планировал. 17 октября в Лондоне торговый дом выставил работы современных художников, входящих в топовую десятку коллекционеров. Sotheby's рассчитывал выручить 30,6-42,7 млн фунтов, но закрылся аукцион с результатом 22 млн фунтов. Картина Энди Уорхола «Черепа» при эстимейте в 5-7 млн фунтов была продана за 4,35 млн фунтов и стала самым дорогостоящим приобретением аукциона. Вторую позицию занимает Герхард Рихтер с абстракцией «Гниение». Новому владельцу она досталась за 2,8 млн фунтов при эстимейте 3-4 млн фунтов. Замыкает тройку лидеров аукциона картина «Без названия» Жан-Мишеля Баскиа. Это произведение ушло за 1,6 млн фунтов, что ненамного превысило нижний эстимейт в 1,5 млн. Не спасли бюджет аукционного дома и такие хиты как картины Роя Лихтенштейна, Дэмиена Херста, Бэнкси, Люсьена Фрейда.

Большие надежды аукционисты возлагали на «Супрематическую композицию» Казимира Малевича. 3 ноября в Нью-Йорке Sotheby's выставил уникальное полото на самых дорогих торгах — вечерних. «Шедевры такого уровня впервые выставляются на открытые торги, — говорит председатель «Клуба коллекционеров изобразительного искусства», директор галереи «Новый Эрмитаж» Валерий Дудаков. — Супрематические работы Малевича появились в 1915 году. До этого они существовали только в форме театрализованной постановки «Победа над Солнцем». Живописное полотно этого периода — это одна из самых тонких динамичных композиций, очень яркая и интересная по композиции работа раннего Малевича. У него таких картин мало». Эстимейт «Супрематической композиции» — 60 млн долларов, но антиквары были уверены, что лот с легкостью перешагнёт этот порог. «Работ такого уровня на мировом аукционном рынке на моей памяти не было, поэтому оценка до 60 миллионов долларов вполне корректна и, естественно, может вырасти, даже до 100 млн долларов,» — считал эксперт Business FM по антикварному рынку и предметам искусства Дмитрий Буткевич. Но сенсации не случилось, шедевр Малевича ушел с аукциона за те же оценочные 60 млн долларов. Миллионеры стали экономить на искусстве.

На ноябрьские русские аукционы будут выставлены живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, книги и рукописи. Наибольший интерес для коллекционеров представляет «Натюрморт с арбузами» Натальи Гончаровой, оцененный в 1,5-2 млн фунтов стерлингов. В топ-лотах также картины Александра Яковлева («Обнажённые купальщицы», 1,2-1,6 млн фунтов), Алексея Харламова («Составление букета», 700-900 тыс. фунтов), Константина Сомова («Боксер», 600-900 тыс. фунтов), Владимира Баранова-Россине («Автопортрет», 450-650 тыс. фунтов).

Объекты для осенних продаж аукционный дом искал еще в мае, когда цены росли. Сейчас условия изменились, эстимейты пришлось корректировать. Владельцев специально обзванивали, уточняя минимальную стоимость. По результатам торгов ведущие аукционные дома будут анализировать платежеспособность рынка и закладывать базу на ближайшие 10 лет.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию