16+
Пятница, 21 сентября 2018
  • BRENT $ 79.60 / ₽ 5316
  • RTS1140.26
6 ноября 2008, 09:00

«АвтоВАЗ» борется с затовариванием

Лента новостей

Огромные скидки улучшили продажи концерна

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

В октябре 2008 года дилеры «АвтоВАЗа» реализовали 56,7 тысячи автомобилей Lada, что на 7,8 тысячи машин или на 16% больше, чем в предыдущем месяце. Этот прирост стал следствием внедрения заводом и его ведущими дилерами обширной программы продажных скидок. Октябрьский всплеск позволил уменьшить запасы нераспроданных машин, но падение покупательского спроса из-за кризиса вскоре может вновь усугубить сбытовые проблемы ведущего российского автопроизводителя.

Рост продаж «АвтоВАЗа» в октябре по сравнению с сентябрем ненамного улучшил общую картину падающих продаж российского производителя. Согласно опубликованной на сайте «АвтоВАЗа» статистике, по итогам десяти месяцев дилерами АВТОВАЗа продано 533,7 тысячи автомобилей Lada, это на 1,6% ниже показателя за аналогичный период прошлого года с итоговым результатом продаж в 542,5 тысячи машин. Правда, одновременно с падением внутренних продаж несколько улучшились экспортные результаты концерна, за десять месяцев было поставлено на экспорт свыше 96,2 тысячи автомобилей Lada, что на 10,4% выше показателя за тот же период 2007 года. Но в целом тренд продаж остается неизменным и октябрьский объем «АвтоВАЗа» на 19,4% меньше аналогичного показателя прошлого года, когда было продано 70,3 тысяч автомобилей.

Что касается структуры продаж, то в прошлом месяце семейства Lada Priora и Kalina установили рекорд по объемам продаж с начала их выхода на рынок. Так, реализация Lada Priora составила 14 тысяч автомобилей, что на 2,3% выше показателя за сентябрь 2008 года. А за десять месяцев нынешнего года продано 110,2 тысячи автомобилей этого семейства — это на 68,9 тысячи машин или на 167% выше аналогичного показателя 2007 года. Реализация Lada Kalina в октябре достигла 10,3 тысячи автомобилей, что на 3,1 тысячи автомобилей или на 44% выше показателя сентября 2008 года. По итогам десяти месяцев 2008 года автомобилей этого семейства продано более 79,4 тысячи штук — на 17 тысяч машин, или на 27% выше аналогичного показателя 2007 года. Кроме того, в октябре реализовано наибольшее в этом году количество внедорожников Lada 4x4 Niva — около 2900 машин (+19,3% по отношению к сентябрю). Продажи семейства Lada Samara выросли на 8,3% до 15,5 тысячи машин, реализация «классики» увеличилась на 20,5%. Универсалы Lada 111 разошлись в количестве 1600 единиц (+60%).

Некоторые аналитики предполагают, что в условиях финансового кризиса многие автомобильные бренды по итогам октября покажут отрицательную динамику, поэтому нынешний прирост АВТОВАЗа позволит марке Lada несколько увеличить долю на российском рынке. Такую версию, например, развивают эксперты сайта «Автостат». Однако передышка может оказаться недолгой.

«Хотя сначала появилась информация о проблемах со сбытом «УАЗа» и «ГАЗа», показатели «АвтоВАЗа» являются наиболее объективным критерием, демонстрирующим перспективы российского автопрома, и нарастающий из-за кризиса спад продаж скажется на нем в первую очередь», — считает аналитик ИК Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын.

По его мнению, октябрьское ускорение продаж «АвтоВАЗа» объясняется тем, что дилеры концерна из-за критического объема затоваривания, превысившего 100 тыс. машин, начали проводить акции со скидками еще до того момента, когда началось воздействие кризиса на общий покупательский спрос. Например, один из ведущих дилеров объявил о введении скидок, когда при покупке «неклассических» моделей «ВАЗа» покупатель получал «в подарок» 75 тыс. рублей, или около трети от цены автомобиля. По словам аналитика, в условиях, когда банки не дают кредиты покупателям, их роль вынуждены с подачи «АвтоВАЗа» играть автодилеры. «Такие значительные скидки возможны только если завод вводит отсрочку по оплате для дилеров и те имеют возможность продавать машины ниже себестоимости, — говорит Козицын. — Это делалось исключительно для того, чтобы снизить товарные запасы».

По мнению аналитика, распространенное предположение о том, что кризис не повредит продажам машин эконом-класса, на которых специализируется «АвтоВАЗ, является заблуждением, т. к. небогатые потребители, которые ориентировались на «Лады» и бюджетные иномарки откажутся от приобретения этих машин в пользу более насущных потребностей. «В первую очередь пострадают продажи бюджетных машин и автомобилей стоимостью 25-30 тыс. долларов, так как те, кто ориентировался на покупку Toyota Camry, теперь переориентируются на такие модели, как Mitsubishi Lancer», — прогнозирует аналитик.

Как считает Козицын, по итогам текущего года, возможно, продажи «АвтоВАЗа» несколько возрастут, но уже после Нового года предприятие ждут большие проблемы со сбытом, и падение продаж вынудит руководство концерна уже в 2009 году просить помощи у правительства. «Они будут пытаться лоббировать запретительные меры на ввоз импортных машин или выбивать налоговые льготы. Практика показывает, что запреты малоэффективны, поэтому, скорее, пройдет второе», — говорит Козицын.

«Завод не опустится в катастрофическую убыточность, но переживет два очень неприятных года», — заключил аналитик.

Алексей Щеглов

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию