16+
Суббота, 18 августа 2018
  • BRENT $ 71.86 / ₽ 4817
  • RTS1052.74
7 ноября 2008, 15:58 Авто

Airbus и Boeing теряют заказы

Лента новостей

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Ведущий европейский авиастроительный концерн Airbus SAS заявил о многочисленных срывах контрактов на поставку самолетов. В октябре заказчики отменили сделки на покупку 71 аэробуса. Всего с начала 2008 года Airbus зарегистрировал 119 отказов. В основном это самолеты серии А-319 и А-320.

Отчет Airbus о разорванных контрактах стал первым признанием серьезных проблем в отрасли. Похожая ситуация и у конкурирующей компании — американской Boeing Co.

«У Boeing в этом году две отмены по заказам и 80 отсрочек, — сообщил вице-президент Boeing Commercial Airplanes Рэнди Тинсет (Randy Tinseth). — Заказчики, вероятно, и в дальнейшем будут откладывать закупки новых самолетов на фоне замедления экономического развития».

Аналитики и сами авиапроизводители предвидели серию отказных контрактов, но прогнозировали, что это произойдет позже. Теперь уже понятно, что в 2009 году в ангарах авиастроителей будут стоять десятки «белых хвостов». Так профессионалы называют самолеты, на фюзеляжах которых не стоит логотип заказчика. Такие бесхозные машины выставляются на свободную продажу.

«В следующем году до 200 новых самолетов Airbus SAS и Boeing Co. могут остаться без покупателей в связи с тем, что авиакомпании в условиях кредитного кризиса не могут привлечь финансирование на приобретение новых машин», — прогнозирует директор отраслевой консалтинговой компании Ascend Эдди Пинязек (Eddy Pieniazek).

Спасать собственное производство готовы сами авиапроизводители. Boeing Capital Corp., финансовое подразделение концерна, планирует в следующем году предоставить заказчикам 1 млрд долларов кредита. «Airbus SAS тоже получил несколько запросов о финансировании», — сообщил операционный директор компании Джон Лихи (John Leahy). «Airbus, разумеется, готов поддерживать авиакомпании, как мы уже делали в периоды спада в прошлом», — сказал он.

Авиастроительный рынок быстро справится со спадом, считает управляющий директор Boeing Capital Corporation Костя Золотусский (Kostya Zolotusky): «После того, как Центробанки по всему миру понизили процентные ставки, ликвидность начинает восстанавливаться. Многие существенно недооценивают агентства по кредитованию экспорта, никто не рассматривает региональные банки как источник кредитования. Финансировать авиастроительные сделки можно резервами внутреннего рынка».

С этим мнением не согласен Джозеф Нейдол (Joseph Nadol), аналитик JPMorgan: «Даже если производители расширят финансирование и экспортно-кредитные учреждения увеличат свой вклад на 50% с уровня 11-12 млрд долларов в 2008 году, это не поможет компенсировать разницу. Это приведет к сокращению производства или увеличению «белых хвостов» поскольку авиаперевозчики не могут их принять, у них самих спад пассажиропотока».

Первоисточник проседания авиастроительного рынка лежит далеко от воздушных сфер, в финансовой отрасли. Ни одна авиакомпания, заказывая самолет, не рассчитывает на собственные деньги, она использует займы. Сейчас во всем мире взять крупный кредит очень сложно. К тому же, летать стали меньше, перевозчикам не нужно пополнять авиапарк. Из 119 отказных самолетов Airbus, 62 приходятся на одну компанию, американского перевозчика SkyBus. От российских партнеров аннулирования сделок не было и не будет, утверждает Виктор Соколов, пресс-секретарь ОАО «Аэрофлот»: «Наша компания до конца года получит от Airbus два самолета А-330 и два А-320. На следующий год запланированы еще поставки. Все контрактные условия выполняются, для срывов сделок причин нет».

«В этом году компания S7 получила 4 аэробуса A-320, ждем еще две машины. В 2009 году начнутся поставки по новому контракту, на 25 самолетов», - говорит пресс-секретарь авиакомпании S7 Кирилл Алявзин. «С Boeing в прошлом году мы тоже подписали контракт на закупку 15 Dreamliner. Первые поставки начнутся в 2014 году. Отменять заказы мы не собираемся, все выкупим, согласно контракту»

Серия аннулированных заказов, которые сейчас фиксируют Airbus и Boeing, это только начало кризисного сценария, считают аналитики. Программы авиастроителей расписаны на 3-4 года вперед. К концу этого срока может быть существенный провал в производстве. «Самая простая антикризисная мера, это снижение темпа производства. Около месяца назад Airbus заявлял о том, что намерен активно наращивать производство, собирался в следующем году построить больше самолетов, чем в 2008. Теперь, видимо, от этих планов придется отказаться. С такой отказной тенденцией производство, наоборот, нужно снижать». С учетом аннулированных контрактов, в портфеле Airbus на конец октября 675 заказов. У Boeing — 737 контрактов. В следующем году сделок может быть на порядок меньше, прогнозируют аналитики.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию