16+
Понедельник, 20 ноября 2017
  • BRENT $ 61.98 / ₽ 3682
  • RTS1128.72
11 ноября 2008, 09:07 Авто

Белоруссия решила не покупать вентспилсский порт

Лента новостей

Представитель белорусского предприятия «Беларуськалий» сегодня в интервью BFM опроверг ранее появившуюся информацию о том, что белорусские компании уже приобрели контрольный пакет латвийской компании АО Kalija parks, владеющей одноименным терминалом насып

Вентспилсский порт в Латвии.
Вентспилсский порт в Латвии.

Как стало известно BFM.ru, переговоры между правительством Белоруссии и латвийской компанией АО Kalija parks о продаже вентспилского порта закончились ничем. Белорусы требуют снижения цены на него и, возможно, добьются этого

Представитель белорусского предприятия «Беларуськалий» сегодня в интервью BFM опроверг ранее появившуюся информацию о том, что белорусские компании уже приобрели контрольный пакет латвийской компании АО Kalija parks, владеющей одноименным терминалом насыпных грузов в Вентспилсском порту (Латвия). Однако покупка терминала все же может состояться, но на более выгодных для Белоруссии условиях.

Как рассказал BFM анонимный источник в правительстве Белоруссии, «речь идет о 200-250 млн. евро за терминал плюс инвестиции в размере 100-150 млн евро в причалы порта и инфраструктуру. Нас эта цена не устраивает, она должна быть в 2-2,5 раза меньше», — говорит он.

О намерении приобрести контрольный пакет латвийской компании АО Kalija parks заявил в понедельник первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Данную инициативу он высказал на очередном латвийско-белорусском инвестиционном форуме, состоявшемся в понедельник Минске. Он обсудил с министром экономики Латвии Каспарсом Герхардсом детали предстоящей сделки, выразив при этом обеспокоенность тем, что сокращается транзит через Латвию белорусских калийных удобрений.

«Еще три года назад мы переваливали через порт Вентспилса около 3,8 млн тонн грузов в год, а за 9 месяцев текущего года объем перевалки составил всего около 900 тысяч тонн. По итогам года в лучшем случае мы выйдем на 1,2-1,3 млн тонн», — сказал в понедельник журналистам Семашко. Он уточнил, что основной причиной значительного снижения перевозок является не очень правильная тарифная политика Латвийской железной дороги, а также дороговизна услуг стивидорских компаний на территории Латвии. «Тем не менее, у нас есть большие виды на терминал сыпучих грузов стивидорной компании Kalija parks, — отметил белорусский премьер. — Мы готовы даже выкупить определенную долю предприятия. Этот шаг должен гарантировать бесперебойную и выгодную перевалку белорусских грузов». Для латвийской же стороны это даст возможность увеличить транзит и его перевалку в разы. Тем более что, по словам Семашко, в Белоруссии продолжается наращивание мощностей по производству калийных и азотных удобрений.

Каспарс Герхардс подчеркнул, что белорусские грузы в целом занимают около трети из 60 млн тонн перегружаемых в портах Латвии грузов, но «если анализировать динамику перевалки по годам, то были куда более успешные времена».

Эта информация подтверждается и текущей статистикой. Как сообщил в октябре вице-мэр Вентспилса Янис Витолиньш (Jаnis Vitolins), Вентспилсский порт (Латвия) планирует в 2008 году перевалить 28 млн тонн грузов, что на 9,8% меньше, чем в 2007 году. Ранее грузооборот порта постоянно рост и в прошлом году напротив увеличился на 6,8%, но в настоящее время, констатировал Витолиньш, «обстоятельства рынка таковы, что не позволяют думать об увеличении объемов». При этом на общее снижение объемов перевалки грузов повлияло сокращение объемов перегрузки калийной соли и сырой нефти.

В интервью BFM.ru представитель республиканского унитарного предприятия «Производственное объединение Беларуськалий» Анатолий Коречко прямо заявил, что в Белоруссии не хотят покупать Вентспилский терминал, т. к. это «не выгодно». «Были совместное латвийско-белорусские встречи по этому поводу две недели тому назад, на которых латвийская сторона предлагала купить нам этот терминал. Но мы посчитали, что пока что нам это не выгодно», — сказал Коречко. При этом белорусский производственник выразил опасение, что если покупка терминал по перегрузке калийных удобрений все же состоится, то в этом случае латвийская сторона может резко увеличить расценки на транзит калия и прочих грузов по своей территории, что обесценит сделанные вложения.

К тому же, пояснил Коречко, в настоящее время основная часть белорусского калия переваливается не через Вентспилс, а идет по более короткому пути через литовский Клайпедский порт и через украинский Николаев. Поэтому в ситуации, если, например, латыши поднимут тариф, у калийщиков сохраняется возможность перекинуть большие объемы через терминалы в других государствах.

Вместе с тем, Коречко не исключил, что в планы белорусского правительства входит использовать латвийский терминал в целях перевозки других грузов. «Нас касается только калий, а правительство может посчитать, что, может быть, стоит через этот терминал организовать перевалку других грузов, — полагает Коречко. — Я не могу сказать, что именно правительство планирует».

Одновременно в комментарии BFM.ru бывший премьер-министр Белоруссии Станислав Богданкевич высказал мнение, что, возможно, для его страны покупка грузовых, и в частности, калийных терминалов, могла бы быть выгодна. «В последние годы мы очень активно торгуем калием и другими удобрениями, спрос на которые увеличился, — сказал Богданкевич. — Цены на калий в последние три года выросли втрое и Белоруссия зарабатывает на этих поставках несколько миллиардов долларов в год, и они идут не только в Европу и США, но и в Китай, Южную Америку, Индию и другие страны».

«Калия в мире не хватает, в последнее время поставки увеличились и появились новые покупатели на этот продукт и другие удобрения, поэтому я не думаю, что вследствие финансового кризиса спрос на белорусский калий может снизиться», — считает Богданкевич.

Рекомендуем:

  • Фотоистории