16+
Понедельник, 23 октября 2017
  • BRENT $ 57.36 / ₽ 3300
  • RTS1131.08
21 ноября 2008, 03:13

Военный эскорт за наличный расчет

Лента новостей

Грузовые суда, идущие через опасные воды, будет сопровождать военный конвой. Эта инициатива, вызванная действиями сомалийских пиратов, обсуждается сейчас в Министерстве обороны России

Военные готовы заработать на борьбе с пиратством. Фото: ИТАР-ТАСС
Военные готовы заработать на борьбе с пиратством. Фото: ИТАР-ТАСС

Грузовые суда, идущие через опасные воды, будет сопровождать военный конвой. Правда, за дополнительную плату. Эта инициатива, вызванная действиями сомалийских пиратов, обсуждается сейчас в Министерстве обороны России.

На борьбу с сомалийскими пиратами поднялось всё мировое сообщество. И в борьбе с ними все средства хороши. «Военные корабли альянса будут эскортировать гражданские суда с гуманитарным грузом и патрулировать Аденский залив, однако НАТО не примет участия в каких-либо наземных операциях по уничтожению баз пиратов», — заявил в четверг генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.

На 8 декабря намечена международная операция «Атланта», в ходе которой на борьбу с пиратами направят десять кораблей. «Однако идеальный вариант, если ООН при участии международных сил — военно-морских, воздушных и сухопутных — блокируют Сомали со стороны континента, — поделился мечтой Схеффер. — Нужно блокировать район Аденского пролива вообще и провести боевую операцию по уничтожению всех плавсредств пиратов. Это самое радикальное средство».

Сейчас территориальные воды Сомали патрулируют несколько военных судов из России (это сторожевик «Неустрашимый»), Индии, США и ряда других стран. Однако сомалийские пираты в последнее время нападают на суда и вдали от территориальных вод страны. Так, супертанкер «Сириус Стар» был захвачен в 800 километрах от берегов Кении.

«К сторожевому кораблю «Неустрашимый» вскоре направят и другие корабли ВМФ России», — обещает помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало.

Однако присутствие военных в опасных водах корсаров не пугает. В этом году сомалийские пираты захватили 39 судов. Из них отпустили только 22, судьба остальных неизвестна. Размер выкупа начинается с миллиона долларов. В результате с начала года пираты заработали более тридцати миллионов долларов, констатирует ООН. По словам генсека ООН Пан Ги Муна, процветанию пиратского бизнеса способствует бедственное экономическое положение Сомали, где уже полтора десятка лет полыхает гражданская война.

При этом район Аденского залива — один из наиболее оживленных участков международных морских путей. Это самый короткий путь из Индийского океана к берегам Европы. Ежегодно через него проходят около 20 тысяч торговых судов, с его посещением связана доставка 50% всех насыпных грузов и около 30% контейнерных перевозок.

Альтернативный и более длинный маршрут — через мыс Доброй Надежды. Однако это увеличивает путь на две-три недели; соответственно, возрастает и стоимость перевозки.

Сейчас в Минобороны РФ рассматривается вопрос об организации военных конвоев. За эскорт готовы платить многие компании, в том числе из европейских и ближневосточных стран.

«Охранные агентства будут предлагать свои команды в качестве платной услуги, чтобы на каждом корабле был боевой контингент, — убежден вице-президент коллегии военных экспертов Александр Владимиров. — Ни один арабский шейх не захочет потерять танкер с нефтью на миллиарды долларов, где всего 26 человек гражданской команды. И, конечно, они будут вынуждены платить. Но поскольку в это вмешивается государство, никто не даст возможность разбогатеть каким-то частным компаниям на эскорте».

Правда, лишних кораблей у России нет. «Реально со всех флотов мы сможем собрать максимум десяток крупных кораблей, — сказал в интервью BFM.ru заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — При этом открытым остаётся вопрос о месте их базирования в этом регионе. Кроме того, надо понимать, что больше у нашего флота вообще никаких возможностей не останется. То есть не будет ни одного крупного военного корабля, способного решать какие-то задачи, ни на одном из четырех флотов».

Во сколько обойдется военно-морской эскорт, в военном ведомстве не уточняют. Однако платный конвой — один из вариантов решения «пиратской» проблемы. «Ведь речь идёт не только о ренессансе пиратства, а о развязывании пиратской войны, — уточняет профессор Центра морского права Василий Гуцуляк. — В соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН, любое государство может послать по согласованию с сомалийским правительством военные корабли, чтобы противодействовать пиратству. Поэтому вполне нормальная практика, если судовладельцы будут заключать договора с военными, которые будут обеспечивать безопасное плавание. Что касается цен на такие услуги, то они должны быть разумными и сопоставимыми, по крайней мере, с фрахтом, получаемым за перевозку груза. А конкретный размер должен зависеть от того, какой будет район и риск. Если речь о Сомали, то, видимо, должен быть максимальный размер вознаграждения».

Рекомендуем:

  • Фотоистории