16+
Воскресенье, 24 сентября 2017
  • BRENT $ 56.90 / ₽ 3272
  • RTS1123.24
26 ноября 2008, 08:05

Кризис в шоколаде

Лента новостей

Рецессия, безработица, крах рынков — все это может привести к росту спроса на шоколад. Как следствие, цена на какао-бобы вырастет уже в нынешнем году на 22%

Фото: Suanie/flickr.com
Фото: Suanie/flickr.com

В кризис людей тянет на сладкое. Исследование British Journal of Psychiatry показало, что почти половина людей, страдающих от депрессии, испытывает желание съесть кусочек шоколада, чтобы поднять себе настроение. И маркетологи это подтверждают. Старший аналитик компании маркетинговых исследований Mintel Марсиа Могелонски (Marcia Mogelonsky), замечает, что шоколад, как продуктовая категория, особенно устойчив к рецессии.

Аналитики Commerzbank предсказывают, что рецессия, безработица и крах рынка жилья могут привести к росту спроса на шоколад, — об этом сообщило агентство Bloomberg. Цена на какао-бобы вырастет уже в нынешнем году на 22%. Аналитик банка Ойген Вайнберг (Eugen Weinberg) считает, что как раз такие товары, как какао и зерно первыми выйдут из спада. «Все вращается вокруг маленьких радостей: если люди не могут позволить себе пообедать в ресторане, они идут и покупают плитку шоколада».

Растущий спрос на сладости уже дает о себе знать на рынке. В то время как в других отраслях прибыли падают, производители кондитерской продукции, по крайней мере, сохраняют рентабельность. Крупнейшая компания сектора Cadbury Plc сообщает, что прогноз ее выручки и прибыли на нынешний год остается в силе. А ведущая шоколадная компания США Hershey Co. и вовсе продала в третьем квартале своих товаров на 6,4% больше, чем за тот же период прошлого года.
«Какао — один из немногих сырьевых товаров, которые почти не испытывают негативного влияния рецессии», — описанное явление объясняет Вайнберг из Commerzbank. Его слова подтверждает Международная организация какао (ICCO). По ее прогнозу, в 2008–2009 годах цены на какао вырастут с 2113 долларов за тонну в прошлом году до 2298 долларов за тонну.

ICCO считает, что рынок откликается на спрос. Если в сезоне 2007–2008 года мировое производство какао составило 3,7 млн тонн, то в 2008–2009 оно вырастет до 3,9 млн. Самый крупный производитель какао-бобов — Кот-д'Ивуар. На долю этой страны приходится наибольший объем производства какао (почти 37% мирового предложения) нарастит за то же время сбор бобов с 1,37 млн тонн до 1,42 млн тонн.

В последние годы сладкоежкам больше нравились различные сорта премиум-шоколада. Исследовательская компания Just-food сулит продолжение этой тенденции вопреки экономическому спаду. И действительно: в начале ноября компания Nestle объявила, что кризис «люксу» не помеха — как и было запланировано, компания запустила новую линию премиум-шоколада. В исследовании Just-food «Обзор мирового рынка премиального шоколада — прогноз на 2011 год» (Global Market Review of Premium Chocolate — Forecasts for 2011) говорится, что этот сегмент рынка к 2011 году вырастет почти вдвое — до 12,9 млрд долларов, по сравнению с 6,95 млрд в 2007 году. А Nestlй предсказывает, что за следующие 10 лет глобальный рынок шоколада «люкс» может вырасти до 14 млрд долларов.

Особенно очевидна тенденция перехода на премиум-продукцию в Западной Европе и Северной Америке. Это не удивительно. Именно здесь живут самые состоятельные покупатели. Сегмент покупателей люксовых марок выходит за пределы целевой аудитории потребителей с высоким доходом. Фактически этот сектор «отъедает» долю массового рынка. За 2007 год он вырос на 18%, а с 2002 года — более чем на 65%. Хотя такой рост впечатляет, на мировом уровне на долю этих марок приходится меньше 10%. Зато в Европе они занимают 12% рынка, а в США — 18%.

Рынок США исследователи используют как модель. Там и раньше продажи премиум-продуктов росли вопреки экономическим и даже террористическим угрозам, как, например, после терактов 2001 года. Аналитики полагают, что такое потребительское поведение свойственно покупателям и на других рынках развитых и развивающихся стран.

Россия не исключение, хотя сегодня и производители, и торговцы розничных сетей не готовы связать свои показатели с психологическими последствиями кризиса. Все они напоминают, что конец года характеризуется так называемым высоким сезоном — временем, когда традиционно растут продажи.

Впрочем, Ирина Эльдарханова, председатель совета директоров компании «Конфаэль», выпускающей шоколад класса «люкс» ручной работы и дорогие подарки из шоколада, замечает, что ее покупатели делятся на две основные категории: на гурманов, которые покупают премиум-шоколад при любых обстоятельствах, и на тех, кто склонен «заедать» большим количеством шоколада любые огорчения. По наблюдениям Эдьдархановой, сегодня доля гурманов заметно сокращается, а доля второй категории растет. При этом за последние месяцы средний чек в ее магазинах вырос на 30%, а к новому году рост выручки может составить 50%.

Пресс-секретарь торговой сети «Азбука Вкуса» Андрей Голубков сообщил BFM.ru, что в высокий сезон продажи шоколада растут всегда. Однако отделить растущую долю продаж, обусловленную предновогодними неделями, от покупательской активности, связанной с кризисом, он затруднился. С ним солидарна его коллега из «Седьмого Континента» Влада Баранова.

Объем российского рынка шоколада и шоколадных изделий в 2007 году составлял, по подсчетам исследовательской компании «Экспресс-обзор», 700,9 тыс тонн. Последние пять лет темп прироста объема рынка снижался, и в 2009 году он составит 5%. В то же время, отмечают аналитики, объем рынка в денежном выражении растет быстрее. Это показатель того, что в России, как и во всем мире, покупается все больше шоколада класса люкс.

Впрочем, шоколад не единственное «лекарство» от треволнений кризиса. Ольга Дементьева, аналитик компании Pynes&Moerner, опросила сотрудников телекоммуникационной и табачной компании, которые уверяют, что с начала кризиса заметно вырос объем телекоммуникационных услуг и потребление табака. То есть каждый переживает кризис по-своему.

Рекомендуем:

  • Фотоистории