16+
Среда, 17 января 2018
  • BRENT $ 69.35 / ₽ 3929
  • RTS1264.70
30 сентября 2008, 13:19

Финансовый кризис развернул рынок старт-апов (start-up) на 180 градусов

Лента новостей

Если ещё недавно инвесторам не хватало хороших идей, в которые можно вложить деньги, то сегодня они срочно выходят их из уже начатых проектов. Самым чутким индикатором настроения рынка оказались интернет-старт-апы.

Финансовый кризис развернул рынок старт-апов (start-up) на 180 градусов. Если ещё недавно инвесторам не хватало хороших идей, в которые можно вложить деньги, то сегодня они срочно выходят их из уже начатых проектов. Самым чутким индикатором настроения рынка оказались Интернет-старт-апы.
Тему продолжит журналист Business FM Светлана Белова.

Признанный лидер рунетовского старт-апа - социальные сети. Это не ноу-хау российских бизнесменов, а только калька с западных идей, но "Одноклассники", "В контакте" и "Мой мир" мгновенно стали популярными и озолотили своих создателей. Тех, кто попытался войти в этот бизнес позже ждала неудача. Проект Дмитрия Диброва "ТопФоТоп" и "Средство немассовой информации" "Сноб" от Михаила Прохорова, так и не прижились в рунете. Инвесторы, которые вложились в Интернет-сайты, как в довесок к основному бизнесу, сейчас пытаются за счёт них же пополнить прорехи в своих кошельках, считает совладелец проекта Одноклассники.Ру Альберт Попков:

"Те инвесторы, которые профессионально не занимаются Интернетом, они начинают спасать свои инвестиции - выходить. Как правило, страдают проекты, которые не смогли обеспечить себе будущее, которые не смогли обеспечить себе достаточный приток наличности, достаточный заработок. Инвесторы становятся менее щедрыми, тщательнее считают деньги и те проекты, которые не могут уже сейчас обеспечить себя ликвидностью. Другими словами, если раньше человек мог инвестировать пакет на ряд проектов, то сейчас от балласта и более рискованных проектов стараются избавляться".

В бизнесе принято считать, что финансирование старт-апов держится на трёх F: family, friends, fools - семья, друзья и дураки. Вложения в новый проект как правило не превышают 500-сот тысяч долларов. Крупные корпорации и фонды под воплощение идеи "с нуля", денег не дают, на помощь приходят частники - бизнес-ангелы. Большой минус старт-апов - в их долгой окупаемости, прежде чем инвестор заберёт свою удвоившуюся долю, проходит года три-четыре. Но на фоне мирового кризиса ликвидности, мало кто может себе позволить "лонги.
По статистике, только 2 старт-апа из десяти преодолевают так называемую "долину смерти", когда предприятие требует больших вложений, но практически ничего не даёт взамен. И финансовый кризис как раз выступает санитаром рынка, он отсеивает слабых, а жизнеспособным проектам, наоборот, даёт толчок, считает генеральный директор компании "Медиа-мир", Михаил Гуревич:

"Пропорция эта, что большая часть старт-апов безусловно не срабатывает, она и позволяет создавать те старт-апы, которые будут востребованы. Потому что если бы все автоматически находило свой спрос - это был бы не рынок, а лохотрон какой-то. И эффективность, как мы видим, она очень хорошо работает, и в этой ситуации любой кризис дает Интернету двойной толчок в развитии".

Из успешных старт-апов рунета, за последний год специалисты насчитали только два: музыкальный сайт weborama.ru и gdeetotdom.ru, он успешно окупается на рынке недвижимости.

По мнению экспертов, лучшие места в российском интернет-пространстве уже заняты, бизнес будет заполнять более мелкие ниши. В стартап-проектах сохраниться тенденция к клонированию и адаптации западных сервисов. Дальнейшее развитие получит картографический и GPS-бум, продолжится "мобилизация" Интернета.

Рекомендуем:

  • Фотоистории