16+
Суббота, 20 января 2018
  • BRENT $ 68.65 / ₽ 3894
  • RTS1270.92
8 декабря 2008, 16:44

«Действует правило трех Ц»

Лента новостей

Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис в интервью BFM.ru объяснил, почему его не страшит возможная смена собственника, зачем X5 развивать дискаунтеры и как компания станет поддерживать свои финансовые показатели в 2009 году

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Глава X5 Retail Group Лев Хасис дал прогноз развития ретейла в России в условиях кризиса. Он отметил, что сейчас благодатное время для развития бизнеса, поскольку никогда еще за последние 10 лет, включая кризис 1998 года, у компаний не было таких возможностей для развития. «Сейчас хорошо в любом бизнесе тем, у кого есть деньги!» — отметил он.

Однако кризис не обойдет стороной ретейл. Как отметил глава X5, в течение первого полугодия будущего года цены на продукты питания будут продолжать расти. А вот второе полугодие, по мнению бизнесмена, пройдет в условиях стабильности. Рост цен остановят сразу несколько факторов: снижение покупательской способности, безработица, спад производства и уменьшение денежной массы.

Благодаря этому, по словам Хасиса, ряд экспертов имеют все основания предполагать, что инфляция в 2009 году будет меньше, чем в этом. В X5 Retail Group прогнозируют рост инфляции на уровне 12-14%. При этом, как отметил Хасис, стоит учесть, что индекс роста цен на продовольствие, как правило, всегда меньше уровня роста инфляции.

— Лев Аронович, скажите, как обстоят дела с выплатой кредита Deutsche Bank и BNP Baribas? Угроза смены собственника X5 Retail Group по-прежнему сохраняется? Как повлияет на деятельность компании смена собственника?

— Если бы мы не были публичной компанией, этот вопрос меня бы волновал. В настоящий момент в структуре акционерного капитала нашей компании нет ни одного представителя, владеющего контрольным пакетом акций. Да, «Альфа Групп» — самый крупный наш акционер, но у него в собственности менее 50% акций. Поэтому для меня, как для менеджера, смена тех или других акционеров ровно ни на что не влияет. Комментировать действия «Альфа Групп» по поводу их кредитной политики я не собираюсь. Информацией о том, что они что-то должны иностранному синдикату, я не располагаю. Возможно, что кредит уже погашен. Из-за кризиса наши акции стоят настолько дешево, что если бы «Альфа Групп» была готова сейчас по текущей стоимости их продать, то мы, уверен, смогли бы договориться с кредитными организациями, найти средства и выкупить их пакет акций.

В настоящий момент все отношения с «Альфа Групп» строятся исключительно на рыночной основе. «Альфа Страхование», например, далеко не всегда выигрывает тендер на страхование нашего имущества. Обслуживаемся мы, в основном, в других банках. Поэтому ответ короткий: возможная смена собственника на нашу деятельность никак не повлияет. Во всяком случае, я никакой угрозы в том, что «Альфа Групп» уйдет из нашего акционерного капитала, не ощущаю. Думаю, что эта компания сейчас в очень хорошей форме и так же думает о том, как использовать кризис для своего развития.

— Вы заявили о том, что в будущем году планируете делать ставку на развитие сети дискаунтеров. При этом новые магазины будут открываться преимущественно на арендованных площадях. Однако в расходах ретейлера арендная плата составляет значительную долю. Почему компания выбрала именно такой путь развития в условиях кризиса?

— Ответ очевиден. Для открытия магазинов на арендованных площадях требуется минимальное количество капитальных затрат. Бизнес-модель у нас очень эффективна, и она позволяет нам не только выплачивать арендные ставки, но и зарабатывать хорошую прибыль. При том, что арендные ставки сейчас значительно снизились. Согласно последнему опросу наших покупателей, сервис важен лишь для 6 или 7% опрошенных. В настоящее время для покупателей действует правило «трех Ц» — цена, цена и цена. Поэтому мы решили развивать сеть дискаунтеров. В 2009 году в этом сегменте мы будем делать ставку на цену. А в супермаркетах делать упор на качество сервиса и другое.

— Вы говорили о том, что в ближайшем году из-за финансового кризиса практически в половину снизится количество участников рынка ретейла. Этот рынок ожидает череда банкротств. Воспользуется ли ваша компания сложившейся ситуацией? Как X5 будет действовать в области слияний и поглощений?

— Количество участников уменьшится по сравнению с настоящим временем. Но их место займут новые игроки. Многие торговые сети, такие как «Пятерочка», «Копейка», появились именно на гребне волны кризиса 1998 года. Сейчас аналогичная ситуация: новые сети будут возникать на базе разорившихся. Мы всегда развивали нашу компанию, в том числе, за счет слияний и поглощений. У нас самый большой в российском ретейле опыт в этом вопросе. Возможностями, которые кризис нам дает, мы, безусловно, воспользуемся. Никакие переговорные процессы я в настоящий момент комментировать не имею права. Могу сказать, что мы всегда находимся в переговорном процессе, в том числе и сейчас.

— А как оцениваете эффективность сделок этого года?

— За «Карусель», купленную в конце июня этого года, мы, конечно, заплатили в разы больше, чем могли бы заплатить сейчас, в условиях кризиса. Однако сделку считаю успешной, поскольку благодаря этому приобретению мы стали лидерами в формате гипермаркетов. В ближайшее время мы переведем все наши гипермаркеты под единый бренд «Карусель», в том числе те, которые сейчас работают под брендом «Перекресток». Мы считаем, что в каждом формате должен быть отдельный бренд. После проведения частичного ребрендинга магазины-дискаунтеры будут работать под брендом «Пятерочка», супермаркеты – под брендом «Перекресток», а гипермаркеты — под брендом «Карусель». Считаю, что в следующем году наши гипермаркеты сделаем более конкурентоспособными, и они смогут обойти в конкуренции сеть «Ашан».

— За счет чего, в первую очередь, вы в будущем году планируете поддерживать финансовые показатели компании?

— В будущем году мы переориентируем нашу политику в область выручки. У нас уменьшатся объемы поступлений за «входные бонусы». И даже не из-за кризиса. Мы уже убрали все бонусы для поставщиков отечественной небрендированной сельхозпродукции. И до 14 дней и менее снизили для них отсрочки по платежам. С будущего года соотношение нашей маржинальной доходности, которую образует наценка на продукцию и немаржинальной, которую образуют бонусы, будет смещаться в сторону маржинальной доходности. Все эти бонусы будут закладываться в цену продуктов. Такая политика позволит нам работать эффективнее. За счет роста выручки X5 планирует поддерживать показатель прибыльности на уровне этого года с возможным несущественным снижением.

— Ряд аналитиков предсказывает, что в будущем году X5 Retail Group окажется в худшем положении, чем остальные российские ретейлеры. В частности, вашей компании предсказывает рекордное снижение показателей оборота и работу в убыток.

— Я читаю все прогнозы аналитиков. Самый пессимистический из них предсказывает, что капитализация компании в будущем году вырастет всего в два раза. Возможно, кому-то из аналитиков приснился страшный сон, и он решил им поделиться.

Рекомендуем:

  • Фотоистории