16+
Суббота, 31 июля 2021
  • BRENT $ 76.33 / ₽ 5584
  • RTS1625.76
22 января 2009, 14:23

Россияне настроились на кризис

Лента новостей

Россияне настроились на кризис. Потребительские настроения в стране исследователи оценивают как пессимистичные. Экономические ожидания граждан вернулись на уровень 2001 года.

Россияне настроились на кризис. Потребительские настроения в стране исследователи оценивают как пессимистичные. Экономические ожидания граждан вернулись на уровень 2001 года. Корреспондент Business FM Диана Чабанова продолжит тему.

2009 год будет сложным - уверено большинство россиян. Их потребительские настроения сравнимы с тем, что было 8 лет назад. Это при том, что граждане еще не вполне ощутили на себе все «прелести» кризиса. Да и доходы россиян не слишком изменились по сравнению с докризисным периодом. Такие выводы сделала компания ГФК Русь после того как изучила потреб настрой россиян в декабре 2008го и сравнила их с данными, полученными в предыдущие годы - говорит координатор исследования «Омнибус» ГФК «Русь» Екатерина Колесникова:

«Две трети населения в декабре, 2008 года отметили, что кризис их не затронул. Но, при этом, 26% почувствовали кризис на себе в форме задержки зарплаты, сокращения на работе. Но, по объективным показателям потребительского климата, такие как расходы, доходы, занятость - он на самом деле кризис не затронул, в основном массу населения нашей страны. При этом, почти не изменились основные привычки потребления, пока все хорошо».

Россияне не хотят менять привычки, но при этом будущее рисуется им безрадостным. 33 процента опрошенных ожидают ухудшения материального положения семьи в ближайший год. Для сравнения, в 2007 году таких было всего 11 процентов. А тех, кто надеется на рост доходов, стало меньше втрое. Подавляющее большинство, считают, что кризис будет затяжным.

Пессимистичные ожидания, скорее навеяны телевизором, чем данными о собственном благосостоянии - считает руководитель психологического центра на Волхонке Анна Карташова:

«Формально нет оснований чего-то опасаться и бояться с точки зрения твоих ощущений. Но при этом СМИ, которые говорят о том, что будет очень плохо и кризис на несколько лет. Ожидания на самом деле формируются очень тяжелые, очень проблемные, а находить внутренние основания, чтобы действительно понять, насколько будет плохо, пока еще не на чем».

Но цифры продаж за декабрь говорят о том, что кризис у россиян не только в настроениях, но и в кошельках. Темпы роста спроса сократились. Очевидно, покупатель снижает аппетиты - говорит зам гендиректора компании «Бизнес Аналитика» Мария Ванифатова:

«Стали падать продажи безалкогольных напитков, остановился рост алкоголя и премиального алкоголя. И очень показательны ноябрь-декабрь традиционно. Это период потребительского бума, и в прошлом году практически по всем категориям резко сократились продажи премиальных продуктов и выросли продажи более дешевых».

Кризис в России покажет себя во всей красе весной - уверены эксперты. Данные о потребительских настроениях и продажах в розничных сетях могут стать еще более грустными.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию