16+
Пятница, 20 июля 2018
  • BRENT $ 72.88 / ₽ 4632
  • RTS1114.59
9 декабря 2008, 09:04 СМИ

Реклама станет экономней

Лента новостей

Кризис добрался и до рекламной отрасли — по данным исследования агентства ZenithOptimedia, в 2009 году мировые расходы на рекламу сократятся на 0,2% — до 490,5 млрд. долларов. В России объем рекламного рынка может уменьшиться на 17,5% — но в рублях

В России объем рекламы может съежиться на 17,5%. Фото: AFP
В России объем рекламы может съежиться на 17,5%. Фото: AFP

Кризис добрался и до рекламной отрасли — по данным исследования агентства ZenithOptimedia, в 2009 году мировые расходы на рекламу сократятся на 0,2% — до 490,5 млрд. долларов. В России объем рекламного рынка может уменьшиться на 17,5% — но в рублях.

Набирающий масштабы экономический кризис заставит компании урезать рекламные бюджеты, в результате чего рекламная отрасль сильно пострадает. По данным исследования агентства ZenithOptimedia в 2009 году мировые расходы на рекламу сократятся на 0,2% — до 490,5 млрд. долларов по сравнению с итоговыми значениями 2008 года (491,6 млрд. долларов). Спад будет наблюдаться и в России, рекламный рынок которой на протяжении последних четырех лет растет на 25%. Ожидать существенного падения стоимости на размещение рекламы не стоит, предупреждают эксперты, отмечая, что рекламодатели направят основные бюджеты на телевидение и в Интернет.

Начавший еще в третьем квартале этого года спад на рекламном рынке, к четвертому не снизил свои обороты. «Мировому рекламному рынку придется нелегко в первом квартале 2009 года, и эта ситуация едва ли улучшится во втором», — говорится в исследовании агентства ZenithOptimedia.

На фоне общего рынка относительно успешными будут два направления: Интернет — и телереклама. В 2009 году затраты на интернет-рекламу в мире вырастут на 18% до 58,7 млрд долларов. В то же время, расходы на телерекламу по итогам 2009 года вырастут всего на 0,5% до 185,4 млрд долларов. «Как это уже проявлялось в периоды предыдущих спадов (в 1991-1992 и 2001-2002 годах) рекламодатели будут перемещать свои бюджеты из второстепенных медиа на телевидение, поскольку хорошо знакомы с его возможностями в построении брендов», — объясняют исследователи ZenithOptimedia.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в России: осень вопреки традиционному для российского рекламного рынка всплеску маркетинговой активности оказалась периодом затишья, к декабрю ситуация не слишком улучшилась. В связи с этим ZenithOptimedia подготовило два прогноза развития рекламного рынка России — оптимистичный и пессимистичный. Согласно первому, по итогам 2009 года российский рынок вырастет на 5% — с 272,4 млрд рублей до 286,1 млрд. Тогда как в этом году по сравнению с 2007-м он показал рост в 26,5%.

Как и во всем мире, в России основной рост будет осуществляться за счет телевидения и Интернета, объем рекламы этих сегментов по итогам 2009 года составит 157,8 млрд рублей и 10,8 млрд, соответственно. При пессимистичном варианте: объем рынка уменьшится на 17,5% — с 272,4 млрд рублей до 224,8 млрд, а сокращение затрат будет наблюдаться во всех без исключения медиа. Отрицательные темпы роста покажут радио (-40%), наружная реклама (-26,9%) и пресса (-22,5%).

Эксперты не берутся оценивать, какой из прогнозов ZenithOptimedia — оптимистичный или пессимистичный — выглядит более правдоподобно: многие рекламодатели еще не определились с бюджетами на следующий год, затишье продолжается. Снижать цены на размещение рекламщикам не выгодно даже в условиях кризиса: после восстановления объемов доводить стоимость до прежнего уровня придется слишком долго. «Рекламный рынок следует за розничным, а тут ожидания не слишком радужные. Точных прогнозов о том, как будет меняться частное потребление сейчас дать сложно», — говорит в интервью BFM.ru аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов.

Впрочем, уже сейчас ясно, что снижение цены в следующем году стоит ожидать далеко не во всех сегментах. Известно, что News Outdoor Group (один из крупнейших операторов наружной рекламы) понизит цены на 5-8% в зависимости от формата и города, напоминает BFM.ru гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин.

Но вот цена на размещение телерекламы вряд ли упадет, хотя возможно некоторое сокращение объемов, отмечет в интервью BFM.ru директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра «Видео Интернешнл» Сергей Веселов: «На сегодняшний день наименее благоприятно складывается ситуация на радио, в наружной рекламе и отчасти в прессе, а телевидение и интернет имеют более интересные перспективы на следующий год».

С Веселовым соглашается директор по корпоративным коммуникациям «Система масс-медиа» Хабиб Абдуллаев, отмечая в интервью BFM.ru, что в последнее время усилился интерес рекламодателей к неэфирным каналам: «Сейчас наблюдается тенденция к оттоку рекламных бюджетов в сегменте кабельного ТВ» Эксперт напоминает, что в своем недавнем исследовании крупнейшие медиа-селлеры «Видео интернешнл» и «Газпром-медиа» отметили двукратный рост рекламных бюджетов в сегменте кабельного телевидения: если в 2007 году их объем составлял 25-30 млн долларов, то в 2008 году — 50-60 млн. В сентябре аналитический центр «Видео Интернешнл» прогнозировал, что спрос на ТВ-рекламу в 2009 году увеличится на 20% — до 168 млрд руб.

В следующем году неизменными останутся и цены на размещение интернет-рекламы, прогнозирует директор по маркетингу агентства MindShare Interaction Юлия Удовенко. «Скорее всего, какие-то льготы будут предоставляться рекламодателям в виде бонусов. Крупные бренды понимают, что без телевидения им не обойтись — это охват всего населения, но рекламные бюджеты снижают», - рассказывает в интервью BFM.ru Удовенко. Она отмечает, что отток бюджетов в интернет идет от традиционных медиа — наружной рекламы, радио, прессы. В 2008 году как раз эти сегменты показали наибольший спад: наружная реклама выросла всего на 9,1% (в 2007 году рост составил 22,1%), а пресса — на 13,7% (16,4%), темпы роста радиорекламы оказались нулевыми по сравнению с 25,6% в прошлом году.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию