16+
Воскресенье, 1 ноября 2020
  • BRENT $ 37.45 / ₽ 2978
  • RTS1066.60
18 декабря 2008, 17:22 Авто

Под землей живут без кризиса

Лента новостей

С 1 января на 3 рубля поднимается стоимость поездки в Московском метрополитене. Между тем, глава «Московского метрополитена» Дмитрий Гаев заявляет о полной рентабельности и даже прибыльности этого вида транспорта

Турникеты на одной из станций московского метрополитена. Фото: ИТАР-ТАСС
Турникеты на одной из станций московского метрополитена. Фото: ИТАР-ТАСС

С 1 января на 3 рубля поднимается стоимость поездки в Московском метрополитене. Пока поездка в метро стоит 19 рублей. Между тем, глава государственного унитарного предприятия «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев заявляет о полной рентабельности и даже прибыльности этого вида транспорта — себестоимость перевозки одного пассажира сегодня составляет 13 рублей с копейками. То есть при численности пассажиров в 10 миллионов человек в день, доходы могут составлять около 50 миллионов рублей в день. И это если не учитывать помощь федерального правительства, вливания московской мэрии, частные инвестиции, льготные тарифы на электроэнергию и растущие доходы от рекламы.

Федеральный бюджет выделяет на строительство метрополитена в России 20 млрд рублей. А в 2009-2015 года власти Москвы готовы выделить 370 млрд рублей на программу развития метро. Метрополитен, помимо непосредственных финансовых вливаний от государства, имеет и другие преференции. Например, пользуется льготными тарифами на электроэнергию.

У московского метро есть не только государственные источники финансирования. Например, частные компании уже начали инвестировать в строительство выходов из метро, а также строить новые станции. Заместитель руководителя пресс-службы Московского метрополитена Павел Сухарников подтвердил BFM.ru, что при строительстве второго выхода станции метро «Маяковская» использовались средства инвесторов. В каких объемах компания «Интеко» финансировала строительство, неизвестно, но по оценкам Ольги Кузякиной, руководителя отдела земельных отношений Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, цена только 1 га земли в этом районе достигала до кризиса 20-25 млн долларов. «Однако выход из метро — общественное сооружение, цена земли под ним трудно оценивается, потому что не ясна коммерческая выгода», — подчеркнула аналитик.

Второй коммерческий проект московского метро — станция «Мякинино», которая строится полностью на деньги инвестора, компании «Крокус-Экспо». Новая станция, выход из которой будет расположен на территории «Крокус Сити», станет продолжением Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Ввод в эксплуатацию намечен на 2009 год.

Московский метрополитен — это 9 линий общей протяженностью 250 километров, 150 станций, 230 вестибюлей, 508 эскалаторов. И эксклюзивное право на размещение рекламы под землей имеет рекламное агентство «Олимп», созданное в 2002 году. Его главными акционерами являются Московский метрополитен и структуры предпринимателя Алекса Шусторовича. Общий объем рекламного рынка в московском метро оценивается в 100 миллионов долларов. Как ожидается, в 2009 году объем рекламы в метрополитене увеличится, но на сколько, — специалисты затрудняются подсчитать. Будет сокращаться объем более дорогой телевизионной рекламы, поэтому денежные потоки начнут перераспределяться в том числе в пользу метро.

Энкир Салахитдинов, вице-президент российского отделения «Международной рекламной ассоциации» рассказал BFM.ru об объеме рекламного рынка, в том числе в метро: «Сейчас рынок рекламы вообще замедляется. В первой половине следующего года снизятся объемы — это мы уже замечаем. Пострадает реклама и в метро. В то же время, многие компании уходят из других сегментов рекламы, таких как телевидение и наружная реклама. Я думаю, что после марта-апреля реклама вернется в метро, и ее объем вырастет. Это произойдет за счет того, что рекламодатель уйдет из других сегментов, что, в свою очередь, связано с кризисом. Реклама на телевидении стоит дороже а рекламные бюджеты сокращаются, и я думаю, во втором квартале будущего рекламодатели принесут свои бюджеты в метро. В метро и сейчас появляются новые виды рекламы, новые носители. На карточках, на билетах, например. Что касается цен на рекламу в подземке, я думаю, они не упадут».

В 2009 году в 80 вестибюлях московского метро появятся жидкокристаллические экраны. По официальной версии, они нужны для размещения различной информации и оповещения о чрезвычайных происшествиях. Их будут также использовать и для размещения рекламы.

Помимо рекламных щитов у эскалаторов и в вестибюлях, доход приносят и торговые точки в метрополитене. Ирина Ситус, начальник отдела продвижения продаж и торговой сети компании «Метропресс», рассказала BFM.ru, что с нового года повышается арендная плата для киосков, торгующих внутри подземки: «Арендная плата повышается с декабря или с января, причем всего на 10%. Это ежегодное повышение. Оно касается точек, где продают пиво, воду, печатную продукцию. На печатные издания максимальная наценка на розницу 50-60%, а на пиво и воду совсем другая и, понятно, другие обороты».

К вопросу арендной платы метрополитен относится дифференцировано — на разных станциях ставки разные: «Есть точки размером 1,2 на 1,60 метра. Маленькая точка, но с очень большим оборотом, поскольку проходимость людей высокая. И там аренда под 100 тысяч рублей в месяц, — продолжает Ирина Ситус. — А есть точки размером 4,5 метра, но и аренда в районе 50 тысяч рублей. Потому что совершенно другие обороты. На разных станциях метро все по-разному. В зависимости от того, где стоят точки — на входе или на выходе, есть ли рядом аналогичные киоски».

Так что помимо платы за проезд, которая, как мы говорили выше, приносит метро ежедневно 50 млн рулей (это до повышения цен), в копилку подземки поступают не такие уж плохие деньги от инвесторов, рекламодателей, арендаторов и бюджетов разных уровней. С увеличением платы денег станет еще больше. Но не стоит надеяться, что ездить в столичном метро станет комфортнее.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию