16+
Пятница, 30 октября 2020
  • BRENT $ 37.88 / ₽ 3002
  • RTS1072.97
20 декабря 2008, 10:57 Макроэкономика

Китай: назад в будущее

Лента новостей

Резкое снижение ставки рефинансирования, введение налоговых льгот и предоставление кредитов экспортерам — все эти недавние шаги китайского правительства сами по себе не способны стимулировать китайскую экономику для преодоления кризиса

Политическое собрание в Китае. Фото: AFP
Политическое собрание в Китае. Фото: AFP

Резкое снижение ставки рефинансирования, введение налоговых льгот и предоставление кредитов экспортерам — все эти недавние шаги китайского правительства сами по себе не способны, как уже отмечалось, стимулировать китайскую экономику для преодоления современного кризиса. Тем не менее, ведущие китайские экономисты утверждают, что она сможет с ним справиться и продемонстрировать стабильный рост в 2009-м и в последующие годы. Их уверенность основывается на том, что в КНР ускорился процесс переход к экономике, основанной на внутреннем потреблении.

Взять, к примеру, экономическое положение основной массы городского населения Китая. Ипотечные и другие кредиты населению составляют менее 10% всех выданных кредитов. Кроме того, они составляют менее 20% от банковских депозитов, которые продолжали расти в последние месяцы и превысили в ноябре 315 млрд юаней. Традиционно китайцы в значительно большей степени, чем европейцы, склонны делать сбережения, да и сами небольшие сбережения появились у них лишь в последнее десятилетие. Немаловажной причиной того, что они в своей массе отдавали приоритет накоплениям, заключается и в том, что в период бурного развития экспортной промышленности в 1980–2000 годы Пекин в несколько раз сократил социальные программы. В этих условиях снижение стоимости заемных средств и депозитов способно дать лишь ничтожный эффект. Только освобождение китайских потребителей от финансовой «тревоги» по поводу завтрашнего дня может подвигнуть их в современных условиях на резкое снижение нормы накопления и переход к потребительской модели жизни.

Именно на достижение этой цели и направлены нынешние действия китайского руководства, включая и 4-миллиардный «стимулирующий пакет». Социальные программы занимают в них ведущее место. Они включают в себя резкое расширение бесплатных медицинских услуг, существенное повышение гарантированных государством пенсий. В 2009–1010 годах только на улучшение медицинского обслуживания в сельских районах государство планирует потратить более 20 млрд юаней (свыше 3 млрд долларов). Казна берет на себя обязательства по финансовому обеспечению социальных программ реабилитации после болезней и травм, а также по содержанию при инвалидности. Образование всех уровней снова становится полностью бесплатным. Причем этим социальные программы не исчерпываются. Только в 2009 году Пекин запланировал израсходовать на их реализацию из центрального и местных бюджетов 18 трлн юаней (около 2,6 млрд долларов).

Фактически, в социальном плане Китай, по сути, возвращается к социалистическим принципам, но трудовая деятельность по-прежнему полностью строится на базе рыночных отношений. Мелкие и средние предприятия являются частными, а на них трудится 75% городской рабочей силы и производится более 60% ВВП страны. Резкое падение китайского экспорта приводит к сокращению занятости в промышленности КНР, росту безработицы и социальной напряженности, особенно в старых и наиболее развитых промышленных зонах, таких как, например, южная провинция Гуандун. Определенная часть мероприятий, осуществляемых Пекином в том числе в рамках «стимулирующего пакета», направлена как раз на то, чтобы сгладить эту напряженность, не нарушая принципов свободного предпринимательства в мелком и среднем бизнесе. Они состоят из мероприятий по созданию современной экономической инфраструктуры, в том числе строительства сети автомобильных и железных дорог (до сих пор многие сельские населенные пункты не соединены асфальтированными дорогами с административными центрами и между собой), морских и речных портов, аэропортов, развития электроэнергетики, включая прокладку сетей и строительство электростанций разных типов, а также возведения дешевого жилья. На эти цели Пекин планирует потратить только в 2009 году более 200 млрд юаней — и это только бюджетные расходы (предполагается, что они составят не более 30% от всех инвестиций, которые будут направлены на достижение перечисленных целей). Квалифицированные рабочие и служащие с экспортно-ориентированных производств будут переводиться в соответствующие отрасли, сельские мигранты с низкой квалификацией будут массово отправляться в аграрные районы.

Если все вышеперечисленные меры можно отнести к «социалистическим», то провозглашенная 12 октября этого года земельная реформа носит явно рыночный характер. Согласно этой реформе, с января 2009 года китайские крестьяне фактически станут собственниками сельскохозяйственной земли и смогут ее закладывать и продавать. Это должно привести к экономическому буму в аграрном секторе КНР, а также повысить стимулы для мигрантов из сельских районов к возвращению домой. Повышению внутреннего потребления, по мнению китайских властей, должно способствовать также введение минимума заработной платы в городах, который, опять же, с 1 января 2009 года должен составить 1000 юаней (примерно 150 долларов).

Осуществляя все эти мероприятия, Пекин добивается не только того, чтобы средства населения увеличивались, но и чтобы они направлялись не на создание денежных накоплений, а на потребление, в том числе на приобретение товаров длительного пользования, и прежде всего недвижимости. В отношении недвижимости китайское руководство создает серьезные стимулы. При первом приобретении квартиры ставка по ипотечному кредиту с 1 октября 2008 года снижена до 70% от ставки рефинансирования (что ниже процента текущей инфляции), и в будущем году она, скорее всего, также будет ниже инфляции, исходя из курса китайских монетарных властей на понижение стоимости заемных средств. Состоящая, как правило, из четырех работающих человек, китайская городская семья способна выплатить ипотеку за 10–15 лет. А исходя из того, что обеспеченность жильем китайского городского населения гораздо ниже европейского уровня, перед китайской строительной индустрией уже в 2009 году открываются прекрасные перспективы.

Анализ комплекса мер китайского руководства, направленных на ускоренный переход экономики на внутреннее потребление, показывает, что шансы на то, что в ближайшие годы планы властей будут выполнены, весьма велики. Однако в более длительной перспективе Пекин может столкнуться со снижением экономических стимулов у населения, что приведет к реальному замедлению развития экономики.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию