ГЛОНАСС нацелили на свободные рынки
Лента новостей
Исполнительный директор компании РНТ Иван Нечаев в интервью BFM.ru рассказал о том, какое место на рынке систем мониторинга автотранспорта занимает ГЛОНАСС, и каково его возможное будущее в России и других странах
На днях компания «Русские навигационные технологии» (РНТ) провела публичное размещение своих акций на бирже ММВБ в секторе инновационных и растущих компаний.
Напомним, в планы компании входило размещение 3 миллионов 520 тысяч обыкновенных акций, выпущенных в рамках дополнительной эмиссии (18% от общего числа акций). При этом индикативный ценовой диапазон для этих бумаг установлен в пределах от 80 рублей до 117,5 рублей за одну акцию. То есть РНТ рассчитывает выручить за свои акции от 281,6 до 413,6 миллионов рублей. Таким образом, весь акционерный капитал фирмы можно сегодня оценить в сумму от 1 миллиарда 280 миллионов рублей до 1 миллиарда 880 миллионов рублей.
По результатам размещения РНТ выручила за свои ценные бумаги около 300 миллионов рублей. При этом у нее появилось около 400 новых акционеров — физических лиц, финансовых организаций и т. п. Вырученные средства компания собирается потратить на освоение новых рынков и на проведение научно-исследовательских работ.
О ситуации на рынке систем мониторинга автотранспорта, а также о планах компании по развитию своего бизнеса BFM.ru рассказал исполнительный директор РНТ Иван Нечаев:
— РНТ начинала свою работу с транспорта — первым заказчиком была транспортная компания. Стоит отметить, что тогда, сдерживающим фактором для развития рынка систем мониторинга транспорта была дороговизна и недостаточное покрытие сотовой связи. То есть возможности передачи данных с бортового навигационного приемника в диспетчерский центр были ограничены. Заметные подвижки на этом рынке начались только в 2005–2006 году, когда цены на услуги сотовой связи снизились до приемлемого уровня. Так, если первые наши клиенты имели счета за услуги сотовой связи где-то в районе 30–40 долларов в месяц на одну машину, то постепенно они уменьшились до сегодняшних 30 рублей.
Стоит также отметить, что с 2000-х годов никаких значительных изменений в технологиях позиционирования не произошло. Есть бортовое устройство, которое принимает координаты своего местоположения от систем ГЛОНАСС или GPS. В будущем к ним может добавиться европейская система «Галилео» или ее китайский аналог. Другой компонент — передатчик данных. Когда РНТ определялась с выбором технологии передачи данных, то мы смотрели именно в сторону сотовой связи, поскольку рассчитывали работать на территории всей России, а не только в Москве, где, например, в свое время были хорошо развиты системы транкинговой связи. В регионах ситуация с такими системами обстояла не лучшим образом и было понятно, что автомобили заказчиков — крупных компаний и организаций — будут регулярно выходить за пределы сетей, что сведет на нет всю эффективность систем мониторинга. Лучшим способом решения этой проблемы и была признана сотовая связь. Еще один компонент решения — это программное обеспечение, объединяющее названные устройства и обеспечивающее сбор необходимых данных.
— Компания привлекла около 300 миллионов рублей. Как будут распределены эти средства?
— В компании принята следующая схема — 75% будет направлено на развитие бизнеса, увеличение объемов продаж. Оставшиеся 25% — на проведение R&D. «Продажные» деньги пойдут, в свою очередь, на развитие направления по работе с малым и средним бизнесом (СМБ) и на выход на международные рынки. При этом выбор конкретного локального рынка будет осуществляться с учетом нескольких посылов. Наибольший интерес для нас представляют те рынки, где транспортные издержки составляют значительную долю в себестоимости продукта или в структуре расходов предприятия. Такая ситуация сегодня сложилась на многих развивающихся рынках, которые, кстати, сейчас свободны от конкурентов. В таких странах внедрение системы мониторинга автотранспорта ощущается сразу — как правило, проект окупается в течение года.
Надо отметить, что на развитых рынка уровень проникновения подобных систем также довольно низкий. В Европе это 6–7%, в США — около 11%. Поэтому та компания, которая сейчас выйдет на эти рынки и закрепится на них, сможет впоследствии долго и успешно работать. Именно поэтому сейчас так важно выйти на новые рынки.
— По какой схеме РНТ собирается работать в сегменте СМБ?
— Среднему и малому бизнесу интересна схема абонентского обслуживания. То есть когда диспетчерский центр системы мониторинга находится не у заказчика, как это делается в проектах для крупного бизнеса, а у подрядчика. Последний берет на себя функции диспетчера и сам организует управление автотранспортом. Получается, что для СМБ необходимо совершенно другое решение, отличное от «корпоративного». РНТ потребовалось полтора года, чтобы подойти к малому и среднему бизнесу и внутри компании выстроить инфраструктуру, необходимую для работы на этом рынке. Речь идет в том числе о создании более 10 собственных представительств в регионах и о построении партнерской сети, включающей в себя около 60 дилеров, которые действуют в соответствии с единым стандартом обслуживания.
Также для работы с СМБ компания выбрала вариант центральной диспетчеризации, когда те или иные компоненты систем мониторинга располагаются в регионах, а центральная диспетчерская — в Москве.
— Каков объем российского рынка систем мониторинга автотранспорта?
— Это можно подсчитать. Сегодня в стране только коммерческого транспорта около 8,5 миллионов единиц. Если теперь умножить на 20-25 или 30 тысяч, то мы получим объем рынка GPS или ГЛОНАСС оборудования в рублях. Есть еще абонентская часть — около 25% от получившейся суммы. И это только коммерческий транспорт, а есть еще госсектор и личные машины. По нашим расчетам, со временем системы мониторинга будут охватывать весь или почти весть автотранспорт в стране. Пока же в России уровень проникновения систем мониторинга автотранспорта составляет около 3%. В течение ближайших нескольких лет он должен подняться где-то до 18%.
— Какому оборудованию заказчики отдают предпочтение?
— Сейчас использование оборудования GPS и ГЛОНАСС складывается не в пользу последнего. Это связано с тем, что, во-первых, технология ГЛОНАСС появилась на рынке позже, и во-вторых, у оборудования ГЛОНАСС более высокая цена. А корпоративный сектор выбирает именно по цене.
Но есть явная тенденция, что ГЛОНАСС расширяется. Уже и приемники стали меньше по размерам и лучше по качеству, и цена их постоянно уменьшается. Также появились международные рынки, на которых ГЛОНАСС является вполне конкурентоспособной системой.
Впрочем, конкурирования технологий в общем-то нет. Все приемники ГЛОНАСС поддерживают GPS. Это взаимодополнение технологий, а не конкуренция между ними. Конечно, потребитель немного переплачивает, но при этом получает более надежную и точную навигационную систему. А есть еще геополитические моменты. Например, решение российского правительства о том, что весь автотранспорт госсектора, общественный транспорт и перевозчики опасных грузов должны работать с ГЛОНАСС. Правда, принятие этого решения не привело к взрывному развитию рынка — госзаказчики, видимо, будут ждать до последнего и запускать соответствующие проекты ближе к истечению срока, отведенного на переход к использованию систем мониторинга автотранспорта на основе ГЛОНАСС.
На самом деле, развитию рынка больше помогло не столько постановление о переходе госсектора на работу с отечественной системой позиционирования, а то, что государство начало активного говорить о том, что такое ГЛОНАСС, и зачем он нужен.