16+
Четверг, 25 апреля 2019
  • BRENT $ 74.99 / ₽ 4859
  • RTS1248.24
25 декабря 2008, 12:26 Финансы

Власти США готовы «подвинуть» кредиторов

Лента новостей

В последние дни уходящего года перед американскими властями стоит очень сложный вопрос: каким образом помочь страдающим автогигантам и при этом не нарушить основы американского законодательства?

Линну Лоппаки. Фото: личный архив
Линну Лоппаки. Фото: личный архив

В последние дни уходящего года перед американскими властями стоит очень сложный вопрос: каким образом помочь страдающим автогигантам и при этом не нарушить основы американского законодательства? Дело в том, что сам факт вмешательства государства в текущий кредитный процесс в автомобильных концернах ставит остальных кредиторов в ситуацию, при которой, в случае банкротства компаний, они не получат ни цента. За комментариями редакция газеты Business & Financial Markets обратилась к профессору права Security Pacific Bank, доктору Линну Лоппаки.

— Какова очередь кредиторов в случае банкротства по главе 11?

— Первыми в очереди идут защищенные кредиторы (secured creditors): у них первостепенный приоритет на получение гарантированных платежей. Таким образом, если у кредитора застрахованная доля промышленного завода, то данному кредитору оплата пойдет в первую очередь, в полном размере долга, но не превышая стоимость завода. Вторыми по очередности в случае банкротства идут приоритетные кредиторы (priority creditors). В эту группу входят профессиональные компании — в основном юридические и инвестиционные банки, — которые вступают в игру в случае банкротства. К платежам этой группы относятся компенсации работникам, оплата налогов, потребительские депозиты и другие виды требований. Третья группа — незащищенные кредиторы. Иногда специальным соглашением в этой группе выделяют отдельно держателей облигаций и банки, расчеты с которыми производятся раньше, чем с остальными незащищенными кредиторами. Если специального соглашения нет, то все незащищенные кредиторы по рангу равны. Держатели же акций идут последними. Если у предприятия есть держатели привилегированных акций, тогда расчеты с ними осуществляются раньше, чем с держателями обыкновенных акций.

— Каково изменение очереди в случае, если вмешивается государство?

— В предложенном законопроекте, который находится на рассмотрении в конгрессе США, государство предлагает поставить себя на первое или хотя бы на второе место. В первоначальном варианте государство безоговорочно ставило себя на первое место. Это означало, что правительство будет идти первым в очереди кредиторов, обгоняя даже защищенных кредиторов. Позже в эту заготовку были внесены изменения: правительство будет идти после защищенных кредиторов, но перед прочими кредиторами.

— Нарушает ли это закон?

— Проблема возникает в том случае, если государство захватывает частную собственность без какой-либо компенсации. Предметом спора становится ситуация, в которой правительство ставит себя перед защищенными кредиторами. Конституция может запретить это. Возражение будет со стороны защищенных кредиторов — у них есть гарантированная доля собственности. Но этот спорный вопрос становится дискуссионным после того, как правительство внесло изменения в законопроект, утверждая, что оно не пыталось вставать впереди защищенных кредиторов. Спорный вопрос становится еще более дискуссионным из-за того, что конгресс не пропустил законопроект.

— Как это влияет на остальные компании?

— В США мы столкнулись с целой серией спасения компаний, которая началась с инвестиционного банка Bear Stearns. После этого государство помогло некоторым финансовым компаниям, среди которых были страховая компания AIG, ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac, а теперь и General Motors. На фоне этих фактически национализаций многие другие компании в США подали иски на спасение. Все хотят, чтобы их спасли.

— Было ли в истории спасение корпораций до этого?

— В 1970-х были спасены две корпорации — Chrysler и Lockheed Corporation.

— Что произошло с заводами Chrysler?

— Chrysler жив и сейчас, но у него финансовые сложности. Спасение компании в 1970-х было не таким, какое предложено сейчас. Оно заключалось в государственных гарантиях по ее долгам. По условиям гарантии, правительство требовало от банков – кредиторов Chrysler уменьшить суммы долгов. В планах спасения, предложенных сейчас, правительство не требует от кредиторов уменьшать сумму задолженности. На самом деле сейчас речь идет скорее о спасении кредиторов, чем о спасении компаний.

— Если происходит спасение компаний, соответствует ли это рыночной экономике?

— Последние 20 лет Америка все больше и больше сходила с ума относительно экономических законов и теорий. Согласно этим идеям, свободный рынок всегда поступает правильно и в рыночных отношениях все прекрасно работает. И многое прекрасно работало по данным законам последние 20 лет. Но сейчас американцам предстоит увидеть, что рынки не всегда работают и не всегда все хорошо в рыночной экономике. Я думаю, что мы двигаемся в направлении государственного регулирования экономики.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию