16+
Суббота, 24 июля 2021
  • BRENT $ 74.19 / ₽ 5472
  • RTS1595.86
21 декабря 2008, 15:12 Финансы

Майами, прогноз погоды от Art Basel

Лента новостей

Прогнозирование движений рынка искусства — занятие не менее сложное, нежели прогнозирование погоды. В некотором смысле, строить прогнозы о ситуации в данной области даже сложнее, чем в прочих

Техник-метеоролог у прибора-самописца, измеряющего интенсивность солнечного света. Фото: ИТАР-ТАСС
Техник-метеоролог у прибора-самописца, измеряющего интенсивность солнечного света. Фото: ИТАР-ТАСС

Прогнозирование движений рынка искусства — занятие не менее сложное, нежели прогнозирование погоды. В некотором смысле, строить прогнозы о ситуации в данной области даже сложнее, чем в прочих. В первую очередь потому, что количество надежных инструментов, «барометров» рынка, относительно невелико. Зато на них можно полагаться с определенной долей уверенности.

В начале декабря во Флориде прошла ежегодная выставка-продажа произведений современного искусства под названием Art Basel. Среди специалистов она популярна не в меньшей, а может быть, и в больше степени, чем ее старшая сестра — выставка Art Basel в Швейцарии. И если в мире искусства все же есть свой «барометр» настроений, то это, безусловно, Art Basel Miami.

В этом году на Art Basel в США выставлялись картины из 250 галерей искусства со всего мира. В общей сложности в Майами были собраны работы более 2 тыс. художников. И несмотря на опасения экспертов (которые были весьма сильны на фоне пассивных лондонских торгов последних недель), покупатели в Майами демонстрировали завидную активность. В первый же час торгов были куплены шесть работ Эда Руши из галереи Гагосяна. Сама галерея тоже сделала ряд покупок. В частности, было приобретено несколько работ Ричарда Принса стоимостью около 600 тысяч долларов каждая, в том числе и экспозиция «Район канала». Однако более активно расходились работы в ценовой категории до 100 тысяч долларов, а также работы с первичного рынка, выставленные на торги непосредственно самими авторами. Картины и композиции подороже продавались менее активно, в особенности по сравнению с прошлыми выставками Art Basel. Покупатели были гораздо более сдержаны в плане того, сколько они готовы заплатить за того или иного автора. Многие работы уходили со значительным дисконтом. Так, одна из скульптурных композиций Микеланджело Пистолетто была продана за 440 тысяч долларов.

В целом ветер перемен на Art Basel дул довольно сильно. Покупатели стали гораздо разборчивее, подходя к покупкам в первую очередь как к инвестициям. При этом спекулянтов, готовых покупать практически все что угодно, на выставке не было совершенно, что в очередной раз подтверждает — рынок изменился. Общее же число посетителей было таким же высоким, как и в прошлом году — около 40 тысяч человек, но качественный состав изменился. Как, впрочем, изменился и состав экспозиций. Сейчас покупатель ищет работы, которые смогли бы выдержать испытание временем и не потерять в стоимости, поэтому на выставке было гораздо меньше китча и гораздо больше серьезных и дорогих работ. На рынок возвращаются уверенные опытные коллекционеры. Если, конечно, еще не вернулись.

Впрочем, более интересны перемены в области того, какие картины пользуются наибольшим спросом на нынешних торгах. Так, вполне отчетливо прослеживается увеличение интереса к искусству афро-американского происхождения. Эту точку зрения подтверждает, в частности, Рут Эдисон из московской галереи «Триумф», а американские коллекционеры Дон и Мира Рубелы даже провели в этом году специализированную выставку «Тридцать американцев», полностью посвященную работам чернокожих авторов. Свою коллекцию из 200 работ они собирали более трех лет, и уже можно говорить о наличии определенной тенденции. А на фоне исхода президентских выборов в США получается более чем благодатная тема для спекуляций социо-культурного характера. Впрочем, возможно, действительно стоит более пристально взглянуть на ряд перспективных авторов, таких, к примеру, как фотограф Гордон Паркс. Сложно угадать, кто станет следующим Дэмьеном Херстом, но вполне может быть, что это окажется по силам Рашиду Джонсону или Каре Уолкер.

Как бы то ни было, рынок снова вернул покупателей и продавцов с небес на землю, и не столько в плане цен, сколько в том, что торги стали проходить более взвешено. Покупатели снова могут себе позволить анализировать потенциал той или иной работы перед покупкой и решать, сколько они готовы за нее заплатить. Разительный контраст по сравнению с тем, что мы видели год назад, когда у участника аукциона было не более пяти минут на принятие решения. При этом и продавцы отдают себе отчет в необходимости идти на определенные уступки, предоставляя разные схемы оплаты покупок и так далее. А ведь когда-то торги проходили так и только так: степенно и неспешно. Как отметил Джон Гуд из галереи Гагосяна, «это и есть настоящий рынок искусства. На растущем рынке зарабатывать может каждый, однако в наступающем году тем, кто хочет уцелеть, действительно придется проявить ум и мужество».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию