16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1136.01
26 августа 2010, 07:22 ОбществоАвто

«Зайцев» в электричках обложат евроштрафами

Лента новостей

С нового года тариф на проезд в подмосковных электричках может подняться сразу в 1,5 раза — до 25 рублей в пределах одной зоны. А штраф за безбилетный проезд — до европейского уровня в 60–80 евро

С нового года тариф на проезд в подмосковных электричках может подняться сразу в 1,5 раза — до 25 рублей в пределах одной зоны. Фото: РИА Новости
С нового года тариф на проезд в подмосковных электричках может подняться сразу в 1,5 раза — до 25 рублей в пределах одной зоны. Фото: РИА Новости

РЖД выступили с предложением повысить проездные и штрафные тарифы для подмосковного сообщения, чтобы сократить убытки компании от пригородных пассажирских перевозок. В 2011 году тариф на проезд в электричках в пределах одной зоны Московской области может составить 25 рублей, что в 1,5 раза выше нынешнего уровня. А штрафной тариф за безбилетный проезд, по мнению перевозчика, должен быть доведен до европейского уровня — 60–80 евро.

Москвичам и жителям области надо готовиться к повышению платы за проезд в электричках. Стоимость проезда в поездах пригородного сообщения с нового года может увеличиться в полтора раза — до 25 рублей за одну тарифную зону (10 километров). Сегодня об этом сообщил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых на слушаниях в Общественной палате. Действующий в Подмосковье тариф составляет 16,5 рублей за одну тарифную зону. «По нашим оценкам, в будущем году он может составить около 25 рублей», — заявил он.

Новостное агентство «Итар-ТАСС» подсчитало, что поездка на работу и обратно, включая стоимость проезда в метро, для жителя Жуковского со следующего года обойдется в 202 рубля. Сейчас билет в пределах трех тарифных зон — от платформы «Отдых» (город Жуковский) до «Выхино» стоит 49,5 рублей в одну сторону. Если проезд подорожает, то билет в один конец будет стоить 75 рублей, туда и обратно — уже 150 рублей, плюс две поездки на метро (52 рубля) и за один рабочий день только на проезд будет потрачено более двухсот рублей.

Увеличение стоимости проезда в РЖД считают экономически обоснованным шагом. Сотрудник пресс-службы РЖД Ольга Внуковская рассказала в интервью BFM.ru, что увеличение тарифов обосновывается огромными убытками компании от пригородных пассажирских перевозок. Кроме того, она настаивает, что увеличение может и не составить 25 рублей за одну тарифную зону.

«Каждый регион самостоятельно устанавливает тарифы на проезд в пригородном транспорте. Мы по этим тарифам возим. В зависимости от региона цена проезда может быть совершенно разной, она складывается из стоимости электроэнергии, содержания подвижного состава, оплаты труда, содержания инфраструктуры», — говорит Внуковская.

В РЖД подсчитали, что в 2011 году убытки от пригородных пассажирских перевозок могут составить 34 млрд рублей. По словам Геннадия Верховых, если будут приняты нормативные акты и начнут выполняться решения правительства о компенсации выпадающих доходов от пригородных перевозок, то перевозки смогут развиваться.

Напомним, ранее РЖД и правительство России согласовали компенсацию выпадающих доходов от тарифного регулирования на 2011 год в размере 75 млрд рублей, в том числе 25 млрд —- на покрытие «пригородных убытков» в виде трансферта регионам.

Желание РЖД повысить проездные тарифы руководитель Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков считает необоснованным, отмечая, что в России тарифы на услуги естественных монополий растут в два–три раза опережающими инфляцию темпами. По мнению эксперта, РЖД — одна из самых плохо регулируемых естественных монополий, которая банально неэффективно использует средства. «Все выделяемые средства и средства, полученные железной дорогой за счет продаж билетов, расходуются неэффективно. И компания не заинтересована в том, чтобы сокращать собственные издержки и эффективно расходовать средства. Так происходит из-за того, что нет внешнего контроля. По закону они обязаны проводить аудит. Но аудит коммерческой деятельности заказывается у аффилированной с собой компанией. Ни о какой объективности речи быть не может», — объясняет Аншаков.

Последнее повышение тарифов на подмосковные электрички было осуществлено в начале 2010 года. За одну зону в Подмосковье пассажиру по новым тарифам нужно было заплатить 16,5 рубля (увеличение на 17,8%) и прибавить за пересечение границы с Москвой еще 26 рублей. В 2009 году одна зона проезда стоила 14 рублей вне зависимости от пересечения границы Москвы и Подмосковья. Изменение системы оплаты проезда при пересечении границы между Москвой и областью привело к тому, что минимальная стоимость билета составила 42,5 рубля для пассажиров, даже если они проезжали всего одну остановку. Из-за изменения подхода к тарификации стоимость абонентских билетов между некоторыми станциями, близкими к границе Москвы, возросла в 3–5 раз.

Столь серьезное повышение стоимости проезда в пригородных поездах вызвало большой общественный резонанс. Общество защиты прав потребителей подало против РЖД судебный иск. В связи с обращениями граждан, а также Общества по защите прав потребителей Генпрокуратура провела проверку и признала взимание платы за пересечение границы Москвы и области незаконным.

Помимо повышения проездного тарифа в 2011 году, у РЖД есть и более отдаленные планы. Перевозчик предлагает увеличить штраф за безбилетный проезд в пригородных поездах до европейских стандартов. Геннадий Верховых считает, что сейчас пассажиры электричек воспринимают штраф как «символический платеж» из-за его небольшого размера — около 100 рублей. Поэтому он и настаивает на европейских 60–80 евро, что соответствует двум–трем тысячам рублей. В настоящее время РЖД пытается заручиться в этом вопросе поддержкой Минтранса.

Михаил Аншаков считает, что прежде чем увеличивать штраф для безбилетников, нужно поднять сервис до европейского уровня. «Немалая часть нарушений со стороны пассажиров вынужденная — на многих станциях нет турникетов на вход, нет касс для продажи билетов. А для большой части населения стоимость проезда просто неподъемна, поэтому они вынуждены ехать «зайцем», когда им необходимо как-то добраться до города», — говорит глава ОЗПП.

Кроме того, он напоминает, что порой РЖД своими пригородными перевозками фактически нарушает права пассажиров. «Есть определенные санитарные нормы для перевозки. Согласно закону, пассажир имеет право не платить за поездку, если она не соответствует санитарным требованиям».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию