Химкинский лес в Штутгартском парке
Лента новостей
Водометы и слезоточивый газ — в Штутгарте полиция применила их против противников строительства нового вокзала. Параллель с протестами против трассы Москва–Санкт-Петербург вполне очевидна
Водометы и слезоточивый газ — в Штутгарте полиция применила их против противников строительства нового вокзала. Параллель с протестами против трассы Москва–Санкт-Петербург вполне очевидна.
По данным демонстрантов, 30 сентября в Штутгарте при разгоне демонстрации против вырубки старинных деревьев для строительства нового вокзала пострадали 300 человек. По данным полиции — около 100. Им пришлось промывать глаза от слезоточивого газа. 9 человек были доставлены в больницы.
Несоразмерная жестокость полиции по отношению к вполне мирным демонстрантам — немыслимо! Немецкий обыватель привык к совсем другим картинкам. Вот противники атомной энергии приковали себя к рельсам на пути поезда с ядерными отходами. И полицейские бережно их отковывают и относят на руках в сторонку. А активисты отбегают на сотню метров и снова ложатся на рельсы.
Вот полицейские вынуждены усмирять упившихся футбольных фанатов или хулиганов и погромщиков, которые каждый год устраивают Вальпургиеву ночь на 1 мая в Берлине. Жгут машины, бьют витрины. В стражей порядка летят камни, пивные бутылки, ракеты и даже «коктейли Молотова». И всякий раз пострадавших среди полицейских больше, чем среди буянов.
«Если они хотят пойти на службу к Путину, это — хорошая рекомендация»
Соответственно и отношение нормального гражданина к полиции в Германии колеблется от нейтрального до дружелюбного. И вдруг полиция — твой друг и защитник — брызжет слезоточивый газ в глаза школьникам, разгоняет из водометов мамаш с детьми и добропорядочных пожилых бюргеров? И пусть она действовала в рамках закона — она не препятствовала демонстрации, а лишь оттесняла демонстрантов с территории, где должна была начаться вырубка деревьев под строительство. Но для Германии это — шок. Зачем полицейские проходят психологический тренинг по мирному улаживанию конфликтов? И что творилось в голове у тех, кто отдал им такой приказ? Лидер партии «Зеленых» Джем Эздемир тут же нашел образную формулировку: «Если они хотят пойти на службу к Путину, это — хорошая рекомендация».
Штутгарт — это не Химки
Кто и в каких кабинетах принимал решение о строительстве трассы Москва–Петербург, и какие интересы каких групп стояли за этим решением, достоверно не знает никто. И только после бурных протестов президент России Дмитрий Медведев принял решение приостановить строительство и провести общественные слушания.
Последовательность событий в случаях со строительством скоростной железнодорожной трассы и подземного вокзала в Штутгарте была разной. Планы строительства вокзала были представлены общественности много лет тому назад. «За» и «против» активно обсуждались в СМИ. Они многократно и детально рассматривались демократически избранными депутатами парламентов всех уровней — от городского до федерального. И даже Европейский парламент утвердил выделение субсидий на строительство. У противников строительства было множество возможностей изменить это решение. Почему они спохватились только сейчас, когда строительство уже началось, они и сами внятно объяснить не могут.
Плевать на электорат чревато
Монополия государства на применение силы — основа правопорядка. Но только в том случае, если граждане воспринимают государственную власть как легитимную. Если же применение силы воспринимается гражданами как произвол, то даже избранная на честных и справедливых выборах власть утрачивает доверие и, главное, уважение избирателя. Она становится нелегитимной морально.
У граждан достаточно много возможностей отреагировать на это. Можно выходить с протестами на улицы. Но самое мощное оружие — равноправные и открытые выборы. Москвичи его лишены. А вот Штутгарт — столица федеральной земли Баден-Вюртемберг. 27 марта 2011 там состоятся выборы в ландтаг — местный парламент. Вот тут-то у штутгартцев и появится прекрасная возможность выказать свое отношение как к строительству вокзала, так и к действиям нынешнего правительства своей федеральной земли.
Автор: Александр Варкентин
Редактор: Андрей Кобяков