Звучит все, конечно, основательно и мощно. Господин Бек рассказал BFM.ru о том, как стремятся попасть на работу в Лихтенштейн люди из соседних стран Европы — мол, и зарплаты тут хорошие, и соцпакеты, и другие условия, и перспективы, и все-все-все.
Еще пример: компания Ivoclar Vivadent Ltd. Эта лихтейнштейнская компания — одно из ведущих предприятий на планете в области разработки, производства и продаж высококачественной продукции для врачей-стоматологов и зубных техников. Общий объем продаж — 750 миллионов швейцарских франков, а продукция поставляется в 120 стран мира.
Лихтенштейнской же является компания Oerlikon Balzers Coating AG — ведущий мировой поставщик износостойких покрытий, которые существенно повышают производительность инструментов и точных деталей, с заводом в Лихтенштейне (и, кстати, с представительством в России, в Электростали), 3 400 сотрудниками по всему миру и годовым объемом продаж в 0,5 миллиарда швейцарских франков.
При этом большинство компаний, учитывая крайнюю ограниченность собственно рынка Лихтенштейна, ориентированы на внешний рынок. В этом плане основными рынками сбыта для продукции лихтенштейнской промышленности служат Германия, США и Швейцария — на долю этих стран приходится около 38% лихтенштейнского промышленного экспорта (около 2,3 миллиарда швейцарских франков в денежном выражении). Четвертым по важности торговым партнером горного княжества, стоящего на берегах Рейна, является Франция, пятым Китай, а вот почетное десятое место занимает Россия (с показателем около 100 миллионов швейцарских франков).
Но вот в реальности, когда я отправился на экскурсию на предприятие всемирно известного строительного концерна Hilti, меня ждало, честно признаться, разочарование. В Лихтенштейне по каким-то загадочным соображениям экологического характера не приветствуют кондиционеры. Нигде, кроме, возможно, автомобилей. Не было кондиционера и в нашем весьма роскошном spa-отеле, не увидел я этого дающего живительную прохладу при дикой жаре устройства и в цехах вышеупомянутого предприятия. Крайне странно было видеть, как на современном производстве практически в центре такой продвинутой и заботящейся о человеке Западной Европы люди вынуждены работать в помещении, температура в котором приближается к 35 градусам Цельсия… Плюс шум машин, духота… Не только мне, но и всем остальным членам нашей группы буквально плохо стало, не успели мы провести в этих цехах и получаса. Рабочие же трудятся там по 6 часов (продолжительность стандартной смены). И никакой попытки облегчить труд этих несчастных — ни тебе каких-нибудь альтернативных кондиционерам охлаждающих устройств, ни хотя бы банальных кулеров рядом с каждым конвейером. В общем, полное впечатление «рабского труда на жирующего капиталиста». Я бы ожидал такое увидеть, допустим, во Вьетнаме или Индонезии, но никак не в стране на границе Австрии и Швейцарии. Не знаю, получают ли они за такое издевательство достойную зарплату (а только на одном заводе Hilti, выпускающем гвозди и дюбели, на котором мы побывали, работает около 1 600 человек, из них 400 — непосредственно рабочие именно на производстве, т.е. в цехах), как я не расспрашивал представителя Hilti, которая нас сопровождала во время хождения по «кругам ада», но она строго блюла корпоративный этикет и отнекивалась скромным «не знаю» на вопросы о зарплате тех, кто там трудится. Любопытный штришок — на выходе с предприятия стоит большой холодильник с надписью Free Ice-cream — бесплатное мороженое. Хоть какое-то утешение после 6 часов мучительного труда. Напомнило давнюю отечественную традицию «молоко за вредность».