Лихтенштейн культурный

Наш корреспондент побывал в одном из самых миниатюрных государств Европы и попытался понять, как и почему страна с формой правления образца XIX века успешно существует и два века спустя, а ее граждане — самые богатые по ВВП на душу населения

Фото: depositphotos.com

Когда-то совсем давно, еще в IX веке, территория Лихтенштейна оформилась политически как часть римской провинции Нижняя Реция. Много позже, в 1342 году, возникло средневековое графство Вадуц (ныне столица княжества), оно было частью более крупного графства Верденберг.

Сама династия Лихтенштейнов, по фамилии которой названо княжество, получила свое родовое имя по названию замка Лихтенштайн (Schloss Lichtenstein), который расположен вовсе даже не в современном Лихтенштейне, а в Нижней Австрии. Этим замком семья владела несколько десятилетий начиная с 1140 года, а потом с 1807 года и владеет вплоть до настоящего времени. Лихтенштейн в переводе с немецкого — «светлый камень». Основателем династии считается Хуго фон Лихтенштайн, построивший этот самый нижнеавстрийский замок из светлого камня, откуда и пошло его название, превратившееся со временем в фамилию владельцев.

Многие века династия Лихтенштейнов, будучи весьма состоятельной, покупала землю большими участками — в Моравии, в Нижней Австрии и в герцогстве Штирия (коронная земля Австро-Венгрии с центром в Граце).

Но, к большому сожалению богатой семьи, все территории, которыми они владели, являлись одновременно частями феодальных поместий других, более крупных землевладельцев тех времен. В частности, представителей разных ветвей семьи Габсбургов. Поэтому семья Лихтенштейн, можно сказать, не имела земель, которые подчинялись бы непосредственно императорскому престолу. И в этом была вся проблема — представители династии из-за этого никак не могли получить право на заседание в рейхстаге Священной римской империи (хотя в конце 1600-х годов Лихтенштейны и удостоились со всеми своими землями статуса княжества).

Фото: depositphotos.com

В 1699 году князь Иоганн Адам Андреас (Johann Adam Andreas von Liechtenstein) купил у испытывавших финансовые затруднения графов Хоэнемса владение Шелленберг, а в 1712 – еще одно владение, графство Вадуц. Никакого практического смысла в этих приобретениях не было, сами по себе территории (основа современного Лихтенштейна) считались неинтересными — площадь маленькая, гористая местность, людей кот наплакал, да и те что есть — полудикие горцы, живущие впроголодь. Но земли имели нужный статус. И посему благодаря получению этих двух исторических территорий проблема прямого подчинения центральной власти и представительства была решена – в 1719 году император Священной римской империи Карл VI подписал указ об объединении княжества Шелленберг и графства Вадуц в единое княжество, получившее по имени владельца обеих территорий название «княжество Лихтенштейн». Остававшееся в составе Священной римской империи германской нации.

Лихтенштейн стал суверенным государством в 1806 году, после распада Священной римской империи и создания Наполеоном Рейнского союза (в состав которого вошло и наше княжество). В 1813 году, после поражения Наполеона в Битве народов под Лейпцигом, Рейнский союз распался. Лихтенштейн — единственный член этого союза, сохранивший до наших времен независимость.

Княжество Лихтенштейн стало и единственным членом следующего гособразования на германских землях — Германского союза (объединение 34 германских государств, включая Австрию, и 4 вольных городов, существовавшее в 1815-1866 годах), сохранившим в это время независимость и не претерпевшим ни одной смены режима.

В 1862 году в Лихтенштейне была принята новая конституция, которая предусматривала представительство населения страны в парламенте.

Важный момент в истории Лихтенштейна произошел спустя два года после распада Германского союза, в 1868 году — тогда князь объявил о том, что распускает армию (состоявшую на тот момент из 80 мужчин) и провозглашает постоянный нейтралитет, который, между прочим, почитался и в XX веке во время обеих мировых войн.

С 1852 года и вплоть до конца Первой мировой войны Лихтенштейн был экономически и политически тесно связан с Австрией, заключив с ней таможенный союз. Однако, ощутимо пострадав в войне, княжество в 1919 году отменило таможенный союз с Австрией и пошло на заключение таможенного и валютного союза со Швейцарией (1924). Это выразилось, в том числе, в том, что Швейцария начала представлять интересы Лихтенштейна в дипломатическом смысле во всех тех странах, где представительства Вадуца не было. С того же года швейцарский франк стал официальной валютой княжества вместо ходившей до этого австрийской кроны.

Сейчас посольства непосредственно Лихтенштейна имеются всего в 5 странах мира – в Швейцарии, в Австрии, в Германии, в Бельгии (посольство Лихтенштейна в Бельгии же является миссией Лихтенштейна при ЕС) и в США. Во всех остальных уголках планеты дипинтересы княжества представляют миссии Швейцарии.

Весной 1938 года, сразу же после присоединения Германией Австрии (аншлюс), 84-летний князь Лихтенштейна Франц I отрекся от престола. Поговаривали, что пожилой князь не хотел быть свидетелем того, как гитлеровская Германия поглотит и Лихтенштейн. Но этого не случилось. Князем стал троюродный брат Франца I, 31-летний Франц Иосиф II. Кстати, именно он стал первым князем, у которого была постоянная резиденция собственно в Лихтенштейне. До аншлюса Австрии лихтенштейнские князья жили в принадлежащих им дворцах в Вене или в имениях в Моравии.

Князь Франц Иосиф II в младенчестве со своим отцом князем Францем II и матерью Элизабет. Правил княжеством с 1938 по 1989 год, отец нынешнего князя. Фото: deposithotos.com

Несмотря на все угрозы, в годы Второй мировой войны Лихтенштейну удалось оставаться нейтральным, в том числе благодаря нейтралитету покровительствовавшей ему Швейцарии. Из Вены в горный замок в Лихтенштейне, а также в Лондон, были вывезены семейные реликвии в виде коллекции предметов искусства.

После войны коммунистические власти Чехословакии и Польши забрали себе кучу собственности семьи Лихтенштейн в Богемии, Моравии и Силезии — замки, дворцы, земли и прочее. Сейчас представители княжеской семьи говорят, что после войны потеряли в этих регионах минимум 25 резиденций разного уровня. А в целом были экспроприированы почти 1 600 квадратных километров сельхоз- и лесных угодий. А гражданам Лихтенштейна власти Чехословакии вообще запретили въезд к себе в страну. Князьям это не понравилось, и они обратились в международный суд. Разбирательство идет до сих пор, чешская сторона замки и дворцы возвращать не хочет.

Сразу после войны княжеская семья находилась в столь сложном финансовом положении, что даже вынуждена была продавать какие-то предметы своей знаменитой коллекции (одним из известных примеров такой вынужденной продажи является приобретение Национальной галереей искусств США картины «Джиневра Бенчи» Леонардо да Винчи в 1967 году. Картина была продана за фантастическую для тех времен сумму в 5 миллионов долларов.

Но уже в конце 1960-х-начале 1970-х годов Лихтенштейн начал процветать, изменив свою экономическую модель и направив усилия на привлечение к себе многочисленных компаний за счет низких налоговых ставок. Княжество начало постепенно превращаться в важный европейский финансовый центр, вместе со Швейцарией могущий тогда похвастаться лучшими условиями для сохранения банковской тайны, особенно состоятельных клиентов.

С 1978 года Лихтенштейн — член Совета Европы. С 1990 – член ООН (160-й по счету). В 1991 году Лихтенштенй стал членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), войдя в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ). С 1995 года страна – член ВТО.

В марте 2003 года в стране прошел референдум об усилении полномочий монарха. Правящий князь Лихтенштейна Ханс-Адам II обещал даже покинуть страну, если потерпит поражение на референдуме. Но этого делать не пришлось — в его пользу высказались 64,3% проголосовавших. В государстве была принята очередная (после 1862 года) новая конституция. Которая дала князю право распускать правительство, утверждать судей и накладывать вето на законы, просто отказываясь подписывать их в течение 6 месяцев.

В августе 2004 года Ханс-Адам II официально «ушел в отставку», передав фактическое управление государством своему старшему сыну, наследному князю Лихтенштейна Алоизу. Официально Алоиз является сейчас «полномочным представителем» правящего князя Ханса-Адама II.

Когда заговариваешь о Лихтенштейне с человеком из мира искусства, то в разговоре сразу возникает тема частной коллекции предметов искусства князей Лихтенштейна. Это одна из самых богатых и дорогих частных коллекций живописи и других артефактов в мире. Ее приблизительная стоимость составляет несколько миллиардов евро.

Основа коллекции была заложена еще в XVII веке — именно тогда князь Карл Евсевий Лихтенштейнский начал собирать художественную коллекцию, которой сейчас гордится княжеский дом. Значительная часть коллекции — это картины так называемых старых мастеров, в основном, фламандской школы живописи — Рафаэль, Рубенс, ван Дейк, Мантенья и другие. В коллекции также много предметов мебели, скульптур, а в подвале княжеского замка в Вадуце хранится также впечатляющая коллекция оружия XIX века и ранее и коллекция фарфора.

Коллекция княжеской семьи насчитывает более 6 000 экспонатов, часть ее постоянно колесит по миру, формируя различные выставки, еще одна часть выставлена в венских замках семьи Лихтенштейн, а оставшаяся большая часть хранится в хорошо охраняемых запасниках, оборудованных за большие деньги в подвалах дворца в Вене и замка в Вадуце.

Но княжеская коллекция — не единственный культурный пласт, вызывающий интерес к карликовому государству Лихтенштейн. В Вадуце имеется Художественный музей Лихтенштейна (Kunstmuseum Liechtenstein, расположенный в достаточно мрачном здании, напоминающем черный куб). Там можно полюбоваться на произведения искусства огромной ценности и мирового значения. Тут значительную часть коллекции составляют произведения современного искусства. Коллекция охватывает произведения с XIX века до наших дней. Помимо прочего, там есть произведения и русских/советских художников – Василия Кандинского, Марка Шагала, Алексея Явленского, Сергея Полякова, Евгения Зотова. При этом коллекция постоянно пополняется. Музей также постоянно проводит выставки, привлекая в страну дополнительных туристов.

Туристы приезжают в Лихтенштейн не только за горным воздухом и искусством. В стране, например, плотность расположения различных замков просто зашкаливает — для любителей старины, как «живой», так и руинированной — настоящий рай. Даже в столице Вадуце, помимо обитаемого замка княжеской семьи, имеются развалины еще одного замка, построенного в XII веке практически в чаще леса. Идти туда — получается хорошая пешая прогулка часа на полтора в одну сторону. Причем путь «туда» — все время в гору. У развалин заботливо организован стол со скамейками и есть даже три места для костра, где можно устроить пикник, совместив, так сказать, приятное с полезным. Развалины, кстати, находятся на высоте в 860 метров над уровнем моря. Согласно данным археологов, обитатели замка покинули его по неизвестной причине в конце XIV века, а впоследствии замок был уничтожен пожаром.

Если лень ходить пешком, то по Лихтенштейну можно проехаться не только на автобусе или на машине, но и на туристическом поездике (примерно таком, какие ходят на греческих или турецких курортах). Псведопоезд ходит вокруг Вадуца и окрестностей, а во время экскурсии рассказывают историю страны на разных языках, включая русский.

В Лихтенштейне также много виноградников и делают довольно вкусное вино. За пределами Лихтенштейна местное вино встречается редко, поэтому стоит пользоваться возможностью и пробовать его на месте. Крупнейшая винодельня принадлежит княжеской семье.

Еще одно интересное место, помимо многочисленных замков – лихтенштейнский Музей почтовых марок. Он был основан в 1930 году, а полюбоваться можно на самые разные марки, выпускавшиеся здесь с 1912. Тут же представлены интересные гравировальные и печатные инструменты.

В Лихтенштейне имеется несколько стадионов, но лишь один из них, крупнейший — Reinpark Stadion — удовлетворяет всем критериям для проведения футбольных соревнований международного уровня. Он был построен в 1998 году и впоследствии реконструирован. Четыре крытые трибуны стадиона вмещают почти 8 тысяч зрителей.

В Вадуце много интересных скульптурных композиций: «Три лошади» (творение швейцарского скульптора-модерниста Нага Арнольди, которая стоит перед зданием ратуши Вадуца), световые призмы немецкого художника Хайнца Мака рядом с Кафедральным собором (сам собор в неоготическом стиле тоже, безусловно, достоин внимания), скульптура Hochsitz популярного швейцарского художника и скульптора Роберта Индермаура, и другие.

Княжество XXI века